СДЕЛАЙ САМ
необходимости замените эту лампу или подберите нужное
значение резистора И.,. После этого постарайтесь с помощью
подстроечного резистора їі23 выставить обозначенное в схе-
ме напряжение анодов Л2. Если их установка получается
не совсем точной, то добейтесь хотя бы похожего соотно-
шения между этими напряжениями. После этого подклю-
чите ко входу предусилителя звуковой генератор (с напря-
жением 2-3 мВ) и измерьте выходное напряжение при час-
тотах сигнала 1 000 и 50 Гц. С помощью подстроечного ре-
зистора Л,, сделайте так, чтобы уровень выходного напря-
жения на частоте 50 Гц был на 16,9 дБ выше, чем на часто-
те 1 000 Гц, затем измерьте выходное напряжение на час-
тоте 6,3 кГц — уровень этого напряжения должен быть на
10 дБ ниже, чем на частоте 1 000 Гц. Проделайте все эти опе-
рации с другим каналом, после этого слушайте через пре-
дусилитель музыку в свое удовольствие — или продолжай-
те экспериментировать.
П а р а м е т р ы п р е д у с и л и т е л я и р е з у л ь т а т ы
е г о п р о с л у ш и в а н и я
Предусилитель показал такие результаты:
чувствительность по входу
„Phono“
2 мВ
„Aux“
100 мВ
максимум входного сигнала на частоте
1 000 Гц по входу „Phono“
100 мВ
входной импеданс
47 кОм
частотная характеристика
± 0,3 дБ
в диапазоне 20-20 000 Гц
общие гармонические искажения
< 0,2%
отношение еигнал/взвешенный шум
> 65 дБА
максимальное выходное напряжение
> 25 В
выходной импеданс1
< 6 кОм
Результаты прослушивания превзошли все мои ожида-
ния. Изготовленный мною образец предусилителя, в кото-
ром почти нет иностранных деталей, на сборку которого по-
трачено не более недели, зазвучал по меньшей мере на 1 500
долларов.
Предусилитель дает яркий, открытый, я бы сказал —
жизнерадостный звук, очень хорошее пространственное
впечатление и стереофоническое разрешение. Но главное —
это наполненное, масштабное, динамичное и натуральное
звучание, особенно певческого голоса, а также таких чув-
ствительных к качеству аудиоаппаратуры инструментов,
как рояль, скрипка, виолончель.
Если сосредоточить внимание на недостатках, то этот
образец предусилителя уступил ранее изготовленной мною
модели (которую, кстати, я „отрабатывал“ в течение не-
скольких лет и в которой использовал такие „редкости“,
как лампы фирмы „Те1е£ипкеп“ (50-х годов) и т. п.) в изы-
сканности звучания. При сравнительном прослушивании
обоих предусилителей обнаружилась едва заметная, но не-
исчезающая меланхоличность в звучании старой модели,
в отличие от жизнерадостности новорожденной. Эту мелан-
холичность я считаю серьезным недостатком и объясняю
теперь использованием катодных повторителей.
Какие же достоинства звучания нового предусилителя я
связываю с применением ПОС? Для ответа на этот вопрос мне
пришлось провести небольшое исследование. Изменяя в раз-
работанном предусилителе величину ПОС, я вдруг обнару-
жил, что именно при ее увеличении (в отличие от ООС) появ-
ляются „наполненность“ и „живость“ звучания. При вели-
чине ПОС 8 дБ и более возникает ощущение приятной гул-
1
Емкость межблочного кабеля не должна превышать 300 пкФ.
« Д Д г Л А Л А г Л Л ^
Рис. 4. Вспышка тона послеее прохождения через усилитель
а) с ООС
б) с ПОС
кости, по характеру напоминающей звуковые эффекты ре-
верберации. Так как в предложенном мною предусилителе
величина ПОС увеличивается с понижением частоты, эф-
фект кажущейся реверберации более всего заметен на самых
низких частотах: он создает иллюзию большого зала и мо-
щи звучащих в нем музыкальных инструментов.
Почему же ПОС увеличивает „наполненность“ звуча-
ния, а ООС, напротив, ее уменьшает? В качестве ответа на
этот вопрос я отсылаю читателя к соображениям, высказан-
ным в моей статье в „АМ“ № 1 (6) 96, с. 43-55, и к рис. 4.
На нем мы видим, что при многопутевом распространении
сигнала по прямой ветви усилителя с ООС запаздывающие
копии этого сигнала инвертируются по фазе после каждо-
го обхода петли ОС.
В усилителе с ПОС (рис. 46) запаздывающие копии сиг-
нала после обхода петли фазу не изменяют. Не углубляясь
в теорию спектров, замечу тем не менее, что после прохож-
дения вспышки тона через усилитель с ООС характеристи-
ка модуля ее спектра должна уменьшиться в районе мак-
симума (то есть на частоте тона, заполняющего эту вспыш-
ку) и расшириться в область высоких частот.
Частотные же пределы спектра вспышки тона, прошед-
шей через усилитель с ПОС, наоборот, сузятся. Получается
что-то вроде восстановления алмазных игл в египетских пи-
рамидах. Чертовщина какая-то! Однако не спешите с вы-
водами. Дело в том, что и ООС, и ПОС на самом деле разру-
шают прошедший через усилитель музыкальный сигнал,
при этом происходит так называемая рандомизация5
его
фазового спектра, действие которой сходно с эффектом ре-
верберации в помещении прослушивания.
Перестройка характеристики модуля спектра музы-
кального сигнала также является результатом рандомиза-
ции — с той лишь разницей, что изменение спектра при дей-
ствии ПОС оказалось более похожим на действие естествен-
ной реверберации, чем изменение спектра в случае ООС.
А теперь вспомним, что акустические отражения от
стен, пола и потолка помещения представляют собой задер-
жанные, но не инвертированные но фазе копии прямого
звука от источника. Не правда ли, в таком объяснении по-
лученных мною результатов есть что-то новенькое?
В заключение хочу обратить внимание читателя на то,
что, несмотря на кажущуюся простоту предложенного
мною предусилителя, изготовить его сможет лишь доста-
точно опытный самодельщик, имеющий в своем распоря-
жении, кроме паяльника и тестера, мост для измерения (до
4-го знака) резисторов и конденсаторов, а также звуковой
генератор, вольтметр переменного тока и осциллограф.
©
А. Лихницкий
ВНИМАНИЕ!
Исключительное прино публикации статьи
принадлежит журналу, а описанные в статье технические ре-
шения являются промышленной собственностью А. Лихпицко-
го и патентуются им в России и других странах мира.
'Рандомизация или, иначе, „случайнизация" - термин, который
применяется в теории случайных процессов.
50
е
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
предыдущая страница 51 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 53 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст