СДЕЛАЙ САМ
П Р Е Д
У С И
Л
И
Т Е Л
Ь
С
К
О
Р Р Е К Т
О
Р О
М
« А М
Л
+ »
После оккупации аудиорынка компакт-дисками число
предусилителей, содержащих корректор для воспроизведе-
ния грампластинок, заметно уменьшилось, хотя потребность
в них, во всяком случае в России, осталась прежней. Аудио-
филам известно, что хорошо „звучащий“ корректор —
большая редкость, чем, скажем, приемлемый усилитель
мощности. Поэтому мне показалась неплохой идея сконст-
руировать простой предусилитель с корректором для ММ-
головок на неутилизованных „останках“ усилителя „При-
бой“ (лампах 6Ж32П и 6Н6П), а заодно лишний раз прове-
рить основные положения статьи (см. „АМ“№ 1 (6) 96, с. 43-
52). Я также решил пойти дальше: убрав по возможности от-
рицательные обратные связи (ООС), проверить, как может
повлиять на звучание положительная обратная связь (ПОС).
Перед началом работы меня буквально преследовала на-
вязчивая идея: если при прослушивании музыки ООС до-
бавляет отрицательных эмоций, то положительная обрат-
ная связь (ПОС) должна приносить положительные.
Изготовление предусилителя с применением ПОС заня-
ло около недели, и, хотя в процессе его монтажа я созна-
тельно не применял известных мне ухищрений (кроме сек-
ретного припоя), результаты прослушивания предусилите-
ля превзошли мои ожидания. Я почувствовал, наконец,
„наполненность“ звука, которой обычно так не хватает. Уве-
рен, каждый, кто продолжает слушать ЬР, независимо от
достатка должен заинтересоваться описанным в этой ста-
тье предусилителем.
Если вы решитесь сделать его сами или подобьете на это
кого-нибудь из друзей, то не только сэкономите около 1500
долларов (примерно к такой ценовой категории можно от-
нести предлагаемый мною предусилитель), но, главное, от-
кроете для себя новое звучание старых ЬР. Однако, как из-
вестно, за все надо платить. Платой за привлекательное зву-
чание предусилителя, за простоту его конструкции и, ко-
нечно, за применение ПОС я бы считал повышенные требо-
вания к точности его элементов, необходимость скрупулез-
ной установки их режимов, а также некоторые усилия, ко-
торые вы направите на поверку алгеброй гармонии, читая
эту статью.
О с о б е н н о с т и п р е д у с и л и т е л я
Прежде всего остановлюсь на принципиальных особен-
ностях предлагаемого предусилителя, кроме тех, о которых
уже шла речь в „AM“ № 1 (6) 96, с. 53-55. Главные из них
таковы:
1) минимум усилительных элементов (на пути прямой
передачи сигнала их всего два). Недостающее усиление по-
лучено за счет применения ПОС;
2) минимум переходных конденсаторов (всего один в ре-
жиме „Phono“ и два в режиме „Aux“);
3) катодные повторители отсутствуют вообще;
4) корректирование по стандарту RIAA производится с
помощью пассивной цепи, управляемой от источника то-
ка. Последняя особенность объясняется отказом от исполь-
зования катодных повторителей.
Приняв во внимание рекомендации наиболее авторитет-
ного стандарта по усилителям ELA RS490 (USA), а также
сложившиеся у производителей аудиоаппаратуры тради-
ции, я решил, что предусилитель со входа „Phono MM“ дол-
жен иметь усиление, равное 250 (на частоте 1 000 Гц), а со
входа „Aux“ — около 5.
Эти требования удалось реализовать в схеме предуси-
лителя (рис. 1) с помощью двух включенных последова-
тельно ступеней усиления. Первая ступень выполнена на
пентоде 6Ж32П (Л 1). Она обеспечивает на частоте 1 000 Гц
корректированное по стандарту RIAA усиление, равное 50.
Вторая ступень на первом триоде лампы 6Н6П (Л2) обес-
печивает усиление 5. Второй триод этой лампы использу-
ется для формирования сигнала ПОС (но об этом несколько
ниже). Выбор для первой ступени усиления пентода 6Ж32П
продиктован вполне объективным причинами:
— низким уровнем шума лампы (ее эквивалентное шу-
мовое сопротивление Rnil< 0,8 кОм, то есть меньше сопро-
тивления обмоток типичной головки звукоснимателя типа
ММ);
— высоким внутренним сопротивлением (RU>1 МОм).
Эта особенность лампы позволяет использовать ее в режи-
ме источника тока;
— огромным усилением по напряжению (р,>2 000).
R1
47 кОм (1%)
R21
1,8 кОм
R2
110 кОм (1%)
R22
1,2 МОм
R3
2,2 кОм
R23
240 кОм (А)
R4
56 кОм
R24
22 кОм (В)
R5
68 кОм
R25
1 кОм
R6
51,24 кОм(1%)
R26
1 Ом
R7
1
МОм
R8
47 кОм
С1
220 мкФ/6,3 В
R9
5 МОм
С2
2,2 мкФ/200 В
R10
5,1 кОм
СЗ
5,38 нФ ( 1%)
R11
6,8 кОм
С4
1,802 нф (1%)
R12
20 кОм (А)
С5
2,2 мкФ/200 В
R13
51 Ом
С6
100 мкФ/350 В
R14
2,2 кОм
С7
100 мкФ/200 В
R15
2,2 кОм
С8
2,2 мкФ/400 В
R16
2,0 кОм
С9
800 мкФ/400 В
R17
0,82 кОм
R18
5,1 кОм
Л1
6Ж32П
R19
51 Ом
Л2
6Н6П
R20
22 кОм
АУДИО МАГАЗИН 3/19%
47
предыдущая страница 48 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 50 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст