*
.--f S
,
>.
п о р о г е
в
П У П и о
* **r
у
i j i *
* * V
!■ ►
'
f
:;l i f
AUDIO ROAD
TO HELL
Старый способ: сравнение с эталоном
Мы должны начать с проверки метода, который у всех в
почете. Обычная процедура такова: вы берете одну или не-
сколько любимых записей и прослушиваете отрывки из них
на двух разных системах (или — что, по сути, то же самое —
на одной системе, но чередуя в ней образец и испытываемый
компонент), а йотом решаете, какая система (или компонент)
нравится вам больше, или: какая ближе вашему внутренне-
му представлению об идеальном тракте, или: какая „больше
говорит“ вам о записанной музыке. Этот способ не работает,
возьми вы хоть дюжину записей несомненного качества! Бу-
дете ли вы проводить сравнение но размеру звуковой сцены,
частотному диапазону, переходным характеристикам, пра-
вильности тембра, расположению инструментов, прочитывае-
мое™ музыкального текста и проч. или начнете по памяти
сравнивать собственный эмоциональный отклик на работу од-
ной и другой системы — разница небольшая. Практический
результат будет один и тот же: вы узнаете лишь, какая из сис-
тем (или компонентов) больше соответствует уже имеюще-
муся у вас предварительному суждению о том, как данная за-
пись
долж на
звучать. А раз ни записи, ни компоненты, кото-
рые мы используем, не точны, описанный метод не может со-
общить нам, какая из систем более правильна! Это методоло-
гическая ошибка —
судить о верности оригиналу, используя
неточные инструменты, к которым не в последнюю очередь
относится и наша звуковая память. А потому можно утвер-
ждать почти с полной уверенностью, что если идти этим пу-
тем, то положительная оценка будет результатом гармонич-
ного взаимодействия самой записи, тракта ее воспроизведе-
ния, личного опыта, памяти и ожиданий — все эти факторы
действуют в процессе записи и влекут за собой необычайную
вариативность в выпускающихся записях. (Встретив систе-
му, которая хорошо воспроизводит ваши „образцовые“ запи-
си, спросите себя, так же ли хорошо она справляется со все-
ми остальными вашими записями. Вероятно, ответ будет: нет.
Обычно мы это объясняем тем, что виноваты записи, а не тракт
звуковоспроизведения. Я, конечно, не собираюсь доказывать,
что все записи хороши, но настаиваю, что все они гораздо луч-
ше, чем мы позволяем себе их считать.)
Понимаю, что многие расценят эти утверждения как ау-
диофильскую ересь, однако не забывайте: моя цель — пре-
дупредить скуку и разочарование и сделать так, чтобы ау-
диосистема приносила удовольствие и была достоверна. По-
этому необходимо смирить наше желание подтвердить соб-
ственные представления о том, как должны звучать записи
и звуковоспроизводящий тракт. Как я покажу в дальнейшем,
верность подобным предрассудкам наделе открывает воро-
та в
а у ди о а д.
Заявляю со всей ответственностью: несмотря
на то, что ни одно звено в цепи звукозаписи или звуко-
воспроизведения не является безупречно правильным,
правильность есть единственная достойная цель — чем точ-
нее звуковоспроизводящий тракт, тем больше у него возмож-
ностей верно отобразить записанную музыкальную програм-
му, а чем совершеннее передается музыка, тем больше у нас
возможностей для глубокого сопереживания записанному
исполнению. Теперь остается только описать метод, который
приблизит нас к цели.
Те, кто претендует на глубину оценок благодаря интимно-
му знакомству с процессом студийной записи, в действитель-
ности следуют другому, быть может бессознательному, ходу
мыслей, когда отмечают сходство звучания в студни записи
и при воспроизведении. Как утверждалось выше, никто не
может — нет рационального способа - знать, что содержится
на мастер-ленте или конечном носителе, даже еслизапись про-
слушивалась на студийном контрольном тракте. Каждый, кто
думает, что существует некая „образцовая“ система воспро-
изведения, дающая „живой“ звук, просто не желает задуматься
— или, в лучшем случае, не понимает, —
как создается очаро-
вание музыки. Вообще говоря, если бы не сила внушения, hi-
fi-аудио было бы объявлено обманом еще несколько десят-
ков лет назад. Вспомните эксперименты, которые проводи-
лись разными пропагандистами hi-fi в 50-е годы: большая
часть аудитории полагала, что слушает „живое“ исполнение,
пока разрисованный занавес не поднимался и не раскрывал-
ся секрет фокусника. Истина заключалась в том, что публика
„полагала“ вовсе не это: люди просто плыли по течению, не
отдавая себе никакого отчета в том, что слышат. В этом вся
наша натура —
верить в то, что мы видим, и „слышать“ то, что
хотим услышать. Когда все вокруг развлекаются, правду го-
ворят только циники да сумасшедшие.
Еще одно глубокое заблуждение касается истинной роли
студийной аппаратуры и мониторов. Для чего предназначено
это оборудование? Чтобы понять, как то, что записывается,
38
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
предыдущая страница 39 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 41 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст