„Bella Center“ в Копенгагене (Да-
ния) с 11 по 14 мая встречал посетите-
лей и участников
10 0
-й конференции
AES и выставки достижений инжене-
ров-звукотехников. На конференции
ученые рассказывали о своих достиже-
ниях, а на выставке эти достижения
можно было увидеть своими глазами,
потрогать руками и даже послушать.
Главное место на выставке по тради-
ции отведено студийным оборудова-
нию и технологиям. Все, что мы слу-
шаем у себя дома, было записано на
студии, так что пройти мимо этих стен-
дов было бы просто невежливо.
Студийные комплексы ведущих
фирм — цифровые. Переход на формат
сигнала 24 бит/44,1 кГц и обработка с
точностью 56 бит позволяет без иронии
говорить о технологии DDD. Конечно,
на хорошем аналоговом магнитофоне
можно получить запись лучшего каче-
ства. Например, двухканальный „Stu-
der А820“ при скорости 30 дюймов в
секунду имеет отношение сигнал/шум
равное 120 дБ и полосу до 40 кГц —
„цифровики“ могут об этом пока толь-
ко мечтать. Но решающий аргумент —
технологические преимущества цифро-
вого метода. Мое внимание привлек
„Roland Sound Space RSS 10“ — цифро-
вой процессор, который умеет создавать
потрясающие стереоэффекты. Мышкой
рисуешь на экране компьютера желае-
мую траекторию движения источника
звука относительно слушателя — ма-
шина послушно выполняет задание.
Аналоговыми методами такого не сде-
лать.
У „цифровиков“ свои проблемы —
скорость вычислений, емкость носите-
лей и точность АДП/ЦАП. И они их ре-
шают. „Crystal Semiconductors (A Cir-
rus Logic Company)“ в одну микросхе-
му CS5394 сумела спрятать двухка-
нальный АЦП — 24 бит со встроенным
цифровым фильтром. На магнитоопти-
ческий диск можно записать 87 минут
стереозвучания 44,1 кГц/16 бит или
почти час — при 24 битах. Используют
для записи звука в студии и hard-дис-
ки, как в компьютере, — только боль-
шей емкости. Начал сдавать свои пози-
ции R-DAT: недолговечен носитель —
магнитная лента. Магнитооптический
диск служит гораздо дольше.
Стенды со студийным оборудовани-
ем поражают своим размахом, но пора
идти дальше. Расположение и размеры
стендов могут многое сообщить. За уча-
стие в выставке фирма получает бал-
лы — или теряет (за „прогул“). По сум-
ме баллов определяется место фирмы в
очередной экспозиции. Самые пре-
стижные места достаются постоянным
участникам. Именно тут и находится
стенд „Dolby Labs“. Господин Элмар
Штеттер, который 15 лет тому назад по-
знакомил меня с технологией звука по
„Dolby Stereo“, продолжает свою рабо-
ту: показывает уже знакомую нашим
читателям систему „АС-3“. На стенде
имеются брошюрки с информацией и
готовыми ответами на возможные во-
просы. Список новых фильмов с циф-
ровым звуком на лазерных дисках не
уместился на листе, только вот видео-
сигнал на них записан в заморской сис-
теме NTSC. И родной Мосфильм среди
производителей тоже не обнаружен. На
естественный вопрос о перспективах
видеодисков „Pioneer“ в Европе г-н
Штеттер ответил вполне убедительно:
люди покупают диски, покупают про-
игрыватели для этих дисков и смотрят.
Динамика продаж — самый надежный
аргумент. В этом отношении старый до-
брый видеодиск „Pioneer“ уверенно ли-
дирует. Есть только одна проблема —
стандартизация.
„Philips“ представил DVD
1
— си-
стему, отвечающую разработанному
MPEG
2
стандарту. Диск имеет диаметр
12 см. Запись осуществляется с двух
сторон, и на каждой стороне — по два
слоя. На одном слое можно записать
кинофильм длительностью 135 минут.
Общая продолжительность записи при
использовании всех возможностей ди-
ска составляет около 7 часов. Для ком-
прессии сигналов изображения и зву-
ка применяется метод MPEG-2.
Желающие могли познакомиться на
выставке с живым проигрывателем
DVD. Надо сказать, что от записанно-
го в „Dolby АС-3“ звука кинофильмов
звук рекламного ролика MPEG (пять
фронтальных каналов, два тыловых,
канал НЧ) выгодно отличался — более
естественный, домашний. Но „Dolby“
предлагает еще несколько приятных
мелочей, которых пока нет у „Philips“:
управление динамическим диапазо-
ном сигнала, компенсацию различия
расстояний до громкоговорителей и
пр. Но я не думаю, что это решит спор
форматов. Размер диска, который вы-
брал „Pioneer“, — 12 дюймов — опре-
делялся требуемой емкостью диска и
достигнутой плотностью записи ин-
формации. Новый видеодиск при боль-
шей емкости (17 гигабит) гораздо
меньше и удобнее — накопленный
опыт не пропал даром.
Формат записи и на DVD, и на диск
„Pioneer“ предусматривает возмож-
ность многоканальной звукопередачи,
1
Digital Versatile Disc.
2 Moving Pictures Expert Group. Это рабо-
чая группа ISO/IEC — международной
электротехнической комиссии (МЭК).
предыдущая страница 36 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 38 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст