ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР
Рис. 2.
Цифровые методы обработки позволяют синтезировать сигнал, с вы-
сокой точностью имитирующий реверберационный процесс. Это могут
быть дискретные повторения сигналов (а) — такой звук бывает на ста-
дионах или в больших концертных залах. Можно получить несколько
дискретных отдельных повторов (их количество и время прихода регу-
лируется), завершающихся непрерывным затухающим процессом
),—
приведены осцилограммы выходных сигналов процессора „Yamaha DSP-
Е580“.
лов) в матрице могут быть значитель-
ными, особенно если заряд нужно пе-
реносить тысячи раз. Измерения по-
казали, что нелинейные искажения
в тыловых каналах „Adcom GTP-
600“ и „Quadrat Logic One“ не превы-
шают
0
,
2
%.
Цифровая линия задержки име-
ет лучшие характеристики: меньше
уровень собственных шумов, меньше
нелинейные искажения, шире диа-
пазон частот. Результаты измерений
это подтверждают. Цифровой про-
цессор имеет при номинальном уров-
не сигнала нелинейные искажения
менее 0,01%. Но для цифровой об-
работки сигнал необходимо кван-
товать, а искажения, вызываемые
квантованием, могут оказаться го-
раздо неприятнее для слуха, чем
обычные нелинейные искажения,
возникающие при дискретно-ана-
логовой обработке синалов.
Прослушивание
Задуманы все три процессора как
основа домашнего кинотеатра. Теле-
визоре большим экраном,громкого-
ворители со всех сторон — смотри,
слушай. А если понимаешь по-анг-
лийски, то наслаждайся. Дело в том,
что видеофильмы со стереозвуком
почему-то обычно на английском
языке. Перевод же видеофильмов и
их тиражирование, как правило, де-
лаются в моноварианте3. Поэтому
возможности домашнего кинотеатра
интересовали меня совсем мало. Ес-
ли бы я знал английский так же, как
С. Таранов, с которым мы прослуши-
вали эти процессоры, то и меня бы
просмотр увлек.
О
преимуществах технологии
„Dolby Surround“ сказано много —
все ясно, вещь полезная. Но не слу-
чайно же во всех процессорах боль-
шинство режимов обработки предна-
значено именно для обычных неко-
дированых стереосигналов. И мне
было интересно именно это.
Для объективности решили ис-
пробовать все возможности: послу-
шать фильм „Married to The Mob“ с
„Dolby 8иггоиш1“-фонограммой (он
известен у нас как „Замужем за ма-
фией“) и просто музыку — альбомы
„Перекресток“, „О любви“ (Чиж).
Цифровой процессор „Yamaha
DSP-E580“ имеет 16 режимов обра-
ботки сигналов: в
12
синтезируются
тыловые сигналы и обрабатываются
3 Есть уже фильмы и на русском языке в
формате „Dolby Stereo“, но их пока мало.
фронтальные, а в остальных четырех
только синтезируются тыловые сиг-
налы. Тыловые каналы воспроизво-
дят сигнал, имитирующий (и очень
точно) реверберацию в различных
помещениях: концертном зале, дис-
котеке и пр. Можно изменять разме-
ры этих помещений и их акустиче-
ские характеристики. О возможно-
стях обработки обычных сигналов
процессором „Yamaha DSP-E580“
можно написать целую книгу. Звук
несколько испорчен „цифровым“
привкусом, но пространственные эф-
фекты оставили хорошее впечатле-
ние. Удается получить акустиче-
скую атмосферу „под настроение“ —
от стадиона до камерного театра. Со-
провождение кинофильмов в режи-
ме „Dolby Pro Logic Enchanced“ вос-
производится более естественно, чем
в обычном „Dolby Pro Logic“: „аку-
стические“ размеры помещения уве-
личиваются, исчезает ощущение за-
давленности звуком. Достигается та-
кой эффект искусственной ревербе-
рацией в тыловых каналах, имити-
рующей акустические характеристи-
ки кинозала.
Несколько меньше потенциал у
„Adcom GTP-600“, но можно воспро-
изводить пятиканальную фонограм-
му от другого источника в режиме „5
каналов стерео“. В режиме „cinema“
звучание имитирует кинозал, а в ре-
жиме „DSP“ можно выбрать „стади-
он“, „концертный зал“ и „ночной
клуб“. Режимы отличаются време-
нем задержки сигналов в тыловых
каналах, максимальное значение —
10 0
мс.
„Quadral Logic One“ имеет толь-
ко два режима обработки обычных
фонограмм: „Matrix“ и „Hall“. Пре-
дусмотрено изменение диапазона
частот общего канала низших час-
тот: 80 или 150 Гц. Максимальное
время задержки сигналов в тыловых
каналах — 30 мс.
Звучание „Adcom GTP-600,, и
„Quadral Logic One“ различается по
тембральной окраске, что вполне ес-
тественно: используются разные
фильтры в канале низших частот и
разные алгоритмы формирования
синалов для тыловых каналов.
Описывать звучание процессоров
трудно хотя бы потому, что нет об-
щепринятых терминов для обозначе-
ния слуховых ощущений. Попробую
дать общую оценку, ориентируясь
только на естественность и комфорт-
ность звучания.
„Стадионная“ версия концерта
требует масштабности, простора, и
„Yamaha DSP-E580“ здесь выигры-
вает, но точность передачи нюансов
звучания хуже. В записях вокала,
симфонической музыки заметна
„цифровая“ окраска.
Звук у „Adcom GTP-600,, и „Quad-
ral Logic One“ гораздо мягче, он бо-
лее домашний, а это важно для ка-
мерного музыкального материала.
Хорошо переданы нюансы, особенно
процессором „Quadral Logic One“.
Возникает впечатление, что музы-
канты находятся в комнате, звуча-
ние становится ярче, эмоциональ-
нее. В конечном счете именно эмо-
циональное воздействие — основной
критерий качества системы звуко-
воспроизведения.
©
М. Сергеев
--------------------------------------- ®
32
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
предыдущая страница 33 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 35 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст