J - I U
[-.[ .1.1
j. 1.11 ,
|
]
ДОМАШНИЙ
КИНОТЕАТР
разрушает исходное звучание, но не
отказываемся же мы от этих регули-
ровок. Точно так же и процессор для
обработки стереосигналов — это не
более чем инструмент в руках слуша-
теля. Если благодаря ему слушатель
способен получить звучание, которое
ему нравится больше „правильного“,
почему бы и не воспользоваться этой
возможностью?
„Правильное“ воспроизведение
декодированных фонограмм „Dolby
Pro Logic“ требует пяти громкогово-
рителей (и еще одного дополнитель-
ного — низкочастотного — по жела-
нию). И если у вас уже имеются пять
или шесть громкоговорителей, то
можно попробовать воспроизвести с
их помощью и обычную двухканаль-
ную фонограмму. Практически все
современные процессоры позволяют
это сделать: из двух исходных сигна-
лов формируются сигналы для цен-
трального и тыловых громкоговори-
телей. На центральный громкогово-
ритель подается, как правило, сумма
сигналов левого и правого каналов.
Рецептов получения сигналов для ты-
ловых каналов известно намного
больше. В устройствах с аналоговой
обработкой на тыловые каналы пода-
ются задержанные на
1 0 - 1 0 0
мс сиг-
налы фронтальных каналов (либо их
сумма или разность). Устройства с
цифровой обработкой умеют гораздо
больше: они могут синтезировать сиг-
налы, практически не отличающие-
ся от сигналов реверберационного
процесса в реальном зале.
Мы познакомимся с тремя стерео-
процессорами: „Adcom GTP-600“,
„Quadral Logic One“, „Yamaha DSP-
E580“.
Если вы начинаете создавать до-
машний кинотеатр „с нуля“, то обра-
тите внимание на „Adcom GTP-600“.
Это устройство кроме декодера „Dol-
by Pro Logic“ содержит только ком-
мутатор входов, процессор для обра-
ботки обычных стереосигналов и тю-
нер. Полный комплект громкогово-
рителей, усилителей, источников
сигнала нужно будет приобрести до-
полнительно. Широкие возможности
системы управления и коммутации
позволят вам еще долго совершенст-
вовать систему.
Если же у вас есть усилитель и па-
ра громкоговорителей, то удобнее ис-
пользовать „Quadral Logic One“. В
нем имеются только те узлы, кото-
рые дополняют обычную систему до
уровня, необходимого для воспроиз-
ведения фонограм „Dolby Surround“:
декодер, усилители для центрально-
го и тылового каналов, фильтр для
общего канала НЧ. Включается „Lo-
gic One“ между оконечным и предва-
рительным усилителем системы вос-
произведения. По аналогичному
принципу построен и процессор
„Yamaha DSP-E580“.
Все аппараты
имеют режим
„тест“. Шумовой сигнал от встроен-
ного генератора почередно подается
на все каналы. Это облегчает регули-
рование стереобаланса „фронт —
тыл“ и коррекцию частотных харак-
теристик громкоговорителей.
Естественно, все аппараты были
тщательным образом исследованы.
Данные измерений совпадают с тех-
ническими характеристиками, при-
веденными в описаниях, не буду на
них останавливаться. Но некоторые
особенности аппаратов заслуживают
внимания.
Основной способ изменить объем-
ность звучания — манипулировать
задержкой сигналов, получаемой
цифровым методом или дискретно-
аналоговой обработкой сигналов.
В цифровых линиях задержки
непрерывный звуковой сигнал пере-
водится в набор дискретных отсче-
тов, которые квантуются по уровню.
Данные в цифровом виде хранятся в
запоминающем устройстве нужное
время, потом считываются и преоб-
разуются в аналоговую форму. В бы-
товой аппаратуре используются 14-
или 16-разрядное квантование и ча-
стота дискретизации 44,1 или 48 кГц.
Дискретно-аналоговая линия за-
держки построена на матрице ПЗС2.
Входной сигнал матрицы дискрети-
зируется. Для полосы частот 7 кГц
необходимо взять 20-30 тысяч отсче-
тов в секунду. Напряжение сигнала
в момент взятия отсчета заряжает
конденсатор. За счет тоннельного эф-
фекта этот заряд переносится на сле-
дующий конденсатор и так далее. По-
тери информации (искажения сигна-
2 Прибор с зарядовой связью.
S(t)
/
Прямой
звук
Отражения
/
в зале
S(t)
/
Прямой звук от
громкоговорителей
/
Отражения в
комнате
Û
Сигналы тыловых
громкоговорителей
Рис. 1.
При воспроизведении через два громкоговорителя и прямые, и отра-
женные концертным залом сигналы приходят к слушателю спереди. Объ-
емность звучания определяется в основном акустическими характерис-
тиками комнаты. Если же в комнате прослушивания имеются еще и ты-
ловые громкоговорители, то излучаемые ими сигналы могут заметно
улучшить впечатление объемности.
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
31
предыдущая страница 32 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 34 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст