т т
т и и г
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
І 1
. L1.1.1 1-І—
L і 1
.
ства громкоговорителей“5. Типичный
пример отзыва, обладающего нулевой
информативностью. Что есть хорошая
или „очень хорошая“ частотная харак-
теристика? Нужны ли нам 10 Гц или
38 кГц, когда, скажем, ниже 30 Гц ос-
новные ощущения испытываются уже
не ушами, а выше 2 кГц „очень хоро-
шая“ характеристика любых качест-
венных телефонов настолько изрезана,
что говорить о соблюдении пределов
неравномерности, заявленных в тех-
ническом описании, значит по мень-
шей мере лукавить. А вот что „не идет
ни в какое сравнение“ с АС — это вер-
ное наблюдение, сравнивать тут просто
нельзя — некорректно, у наушников
другая задача.
Наушники потому и сохраняют свое
место в общей системе hi-fi, что, не-
смотря на принципиальную неспособ-
ность воссоздать картину реального
звучания, естественный музыкальный
образ, невозможность для них даже в
условиях лабораторного эксперимента
сколько-нибудь достоверно подменить
не только оркестр, но и громкоговори-
тели, они дают слушателю то, чего
обычные АС дать никогда не смогут.
Надевая головные телефоны, мы вовсе
не надеемся получить натуральный
звук, не говоря уже о „вовлеченности“
и „вуалевых дымках“. Зато до нашего
слуха доходит рафинированное звуча-
ние, и мы теперь не следим за тем, что
обычно привлекает нас, а с упоением
занимаемся поиском отличий как от
реального звучания,так и от звучания
громкоговорящих АС. Замечено, что
если привыкнуть к звучанию
очень хо-
роших
головных телефонов, то возни-
кает эффект присутствия, вовлеченно-
сти, чувство, что звук заполняет все по-
мещение, а не концентрируется у тебя
в голове — будто слушаешь фонограм-
му через хорошие громкоговорители.
Но характер этих ощущений отли-
чен от традиционного и не основыва-
ется на естественности звучания.
Те, кто такой звук может слушать дол-
го, понимая, в чем его достоинства, и
составляют контингент поклонников
телефонного звучания.
Похоже, к ним относится и тройка
наших экспертов. Как много в данных
ими характеристиках, порой решаю-
щих, самых простых суждений: „не-
сколько мешает бас“, „металлический
призвук на высоких“, „окраска вока-
ла“! Перед прослушиванием мы не про-
сили экспертов специально оценить ка-
чество стереопанорамы, естественность
порядка локализации инструментов —
и ни один не обратил на это внимания.
5 С.
Е си н .
HD-580 — лучшие динамиче-
ские стереотелефоны. — „Класс A“, 1996,
апрель, с. 34.
Разве могло быть такое при тестирова-
нии громкоговорящих АС? Именно пе-
рестановка оценочных акцентов при
испытании наушников часто заводит в
тупик даже искушенного знатока зву-
ка. Представьте себе, что любителю Ай-
вазовского и Куинджи предложили за-
няться сравнительным анализом кар-
тин Пикассо!
Читаем дальше у Есина: „Наряду с
отличным воспроизведением средних
и высоких частот HD580 преподносят
такую впечатляющую отдачу на низ-
ших частотах, которая бывает только
от мощного инфранизкочастотного из-
лучения“.
„Стыдно признаться, — прокоммен-
тировала бы наша лохматая подруга,
не выгони мы ее за подсказки еще в на-
чале беседы, — но от „мощного инфра-
низкочастотного излучения“ и у меня
нередко отдача случается.“
Не следует, однако, упрекать на-
шего коллегу из „Класса A“ в некомпе-
тентности. Он просто честно перевел
один из фирменных проспектов „Senn-
heiser“, а в оригинале еще и не такие
перлы имеются.
Какое инфранизкочастотное излу-
чение может быть у наушников! Очень
слабенькое, способное сотрясти только
барабанную перепонку и кое-что ря-
дом. Мы не ощутим всего того, что
ощущаем, когда упругая акустическая
волна, а не подамбушюрный шорох
продуваемого воздуха бьет по всему те-
лу, и по ушам в частности. Да и вооб-
ще попытка описать звучание наушни-
ков в терминах реального или „коло-
ночного“ звучания приводит лишь к
неразберихе и „отдачи“ не имеет.
А.
Б. Наверное, я продолжу эту
мысль. Невозможно, да и нецелесооб-
разно стараться сделать головные теле-
фоны, которые по звучанию полностью
имитировали бы громкоговорители.
Можно выделить две главные совре-
менные тенденции в построении голов-
ных телефонов. Первая заключается в
стремлении получить от наушников
максимум акустических достоинств,
заранее отказавшись от естественности
звучания, доступной для громкоговоря-
щих АС. К таким приобретениям отно-
сится повышенная музыкальная и ре-
чевая артикуляция. Порой невероят-
ная, не свойственная даже концертно-
му залу разборчивость вокала, оркест-
рового звучания позволяет услышать
то, что в обычных условиях маскирует-
ся. Эта тенденция реализована в „AKG
K400“, не зря их частенько называют
„студийными мониторами“. Примерно
в той же концепции сделаны „K270“ (та
же жестковатость и излишняя акценти-
рованность отдельных звуков, что и у
„K400“) и „Sennheiser HD545“. Первые,
с пометкой „Linear“, звучат холоднее и,
в общем, менее выразительно. Но не
нужно считать излишнюю строгость,
холодность, академичность звучания
целого ряда головных телефонов их не-
достатком. Возможно, сведущим поку-
пателям таких наушников (звукоре-
жиссерам, редакторам и ведущим му-
зыкальных программ и пр.) эти его
свойства будут просто необходимы.
Вторая стратегия не рассчитана на
достижение такой прозрачности звуча-
ния, а пытается — в ущерб детальности
и информативности — хоть в какой-то
мере оставить у слушателя ощущение
колоночного звучания. Звук удачных
представителей этого типа оценивается
как комфортный и для развлечения (а
не для дела) в конечном счете более
предпочтительный. Такими оказались
„Sennheiser HD565“ и „Beyerdynamic
DT901“. Быть может, „потолочные“
„Sony“ попали бы в эту группу, если бы
их создатели не пошли по пути гипер-
трофированной яркости звука, конъ-
юнктурной „красивости“ и, как следст-
вие, окраски. У „Sennheiser“ для этих
целей выделен класс „HD4XX“ этажом
ниже.
Если говорить собственно о прове-
денной экспертизе, то меня нисколько
не удивили завязки вроде хоккейных.
Помните чемпионаты мира 70-х го-
дов? Мы выигрываем у финнов, фин-
ны у шведов, шведы у чехов, а чехи —
у нас. В результате чемпионы мы, так
как больше всего набросали полякам.
(Сравните с „DT901“, „HD580“ и
„К400“ в категории „S“.) Также неслу-
чайно, что при прослушивании науш-
ников в разных сочетаниях выявля-
лись разные лидеры.
„HD580“ по совокупности качеств
оказались действительно победителя-
ми. Фирме-изготовителю удалось это
сделать не только устраняя на каждой
ступенке лестницы, начиная „HD535“,
тот или иной недостаток и добавляя ка-
ждый раз свое, четко соответствующее
цене количество технических реше-
ний. „HD580“ одерживают верх имен-
но благодаря разумной сбалансирован-
ности этих решений.
©
К. Никитин
,
А. Сусоров
Хотелось бы поблагодарить всех, кто помо-
гал в подготовке материала: Юрия Шкреда,
Сергея Опанасенко, Александра Обухова, Дм ит -
рия Ланского -з а предоставленные головные те-
лефоны, а также „М агазин H i-Fi“ (Санкт-
Петербург) и фирму „Esolerica“ (Москва)
Отдельное спасибо М ихаилу Филимонову за
техническую помощь, предоставленные телефо-
ны и за ценные рекомендации.
Отдельное спасибо Александру Утехину, пре-
зиденту компании „High End Master“, за
Beyer-
dynamic DT901
Спасибо М. А. и С. Л. за моральную поддерж-
ку и полезные советы.
26
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
предыдущая страница 27 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 29 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст