Т т Т Т м Г
: ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
1
1
1
І 1
1
1
І 1
І І '
ление усилителя и малые искажения,
получающиеся как бы естественным
путем, без применения обратной связи,
как это может иметь место в случае вы-
ходного каскада на триодах в классе А,
и такие же, а может быть, и много луч-
шие характеристики усилителя с об-
ратной связью (особенно если ООС ох-
ватывает несколько каскадов) — это со-
всем не одно и то же. При использова-
нии же выходного каскада на тетродах
или пентодах, что имеет место в данном
случае, ООС необходима.
Кажется, я немного отклонился от
описания схемы „P1SE“. Ну так вот,
сигнал с катода верхнего триода кас-
када SRPP через специально сделан-
ный звуковой конденсатор 0,22 мкФ
на 400 В фирмы „Audio Note“ поступа-
ет на выходной каскад усилителя, вы-
полненный на двух пентодах EL84,
включенных параллельно по первым
сеткам и по анодам. В катодах ламп
включены индивидуальные RC-цепоч-
ки автоматического смещения со стан-
дартным для этих ламп сопротивлени-
ем 130 Ом, в цепях вторых сеток — ин-
дивидуальные резисторы, подключен-
ные к источнику анодного питания.
Обе лампы имеют общую анодную на-
грузку в виде первичной обмотки вы-
ходного трансформатора. Номиналь-
ное сопротивление нагрузки, приве-
денное к анодам ламп, — 2,6 кОм.
Как я уже говорил, выходные
трансформаторы необычайно велики
для
усилителя
мощностью
10 Вт
(117 х 98 х 90 мм). В нем Ш-образные
(Е-1, по западной терминологии) пла-
стины толщиной около 0,35 мм, между
ними немагнитный зазор приблизи-
тельно 0,3 мм для исключения насыще-
ния сердечника намагничивающим то-
ком покоя однотактного выходного кас-
када (трансформатор рассчитан на ток
в 110 мА). Пакеты железа трансформа-
торов туго стянуты и залиты компаун-
дом. Первичные и вторичные обмотки
выходных трансформаторов для уве-
личения полосы пропускания имеют
большое количество взаимно чередую-
щихся секций. Измеренная полоса про-
пускания усилителя по уровню -3 дБ
при выходной мощности 10 Вт и сопро-
тивлении нагрузки
8
Ом — от 15 Гц до
40 кГц, при этом верхняя граничная
частота от уровня сигнала не зависит и
отделяется полюсом петли ООС.
Теперь несколько слов об органи-
зации электропитания усилителя.
Выпрямленное полупроводниковым
диодным мостом (в дорогих моделях
„Audio Note“ использует кенотронные
выпрямители) напряжение вторич-
ной обмотки силового трансформато-
ра сглаживается вначале первым
электролитическим конденсатором
220 мкФ на 450 В, затем через рези-
стор 47 Ом мощностью
6
Вт поступает
на второй такой же конденсатор, отку-
да расходится в четырех направлени-
ях: на плату усилителя для питания
предварительных каскадов; на рези-
стивный делитель напряжения со
сглаживающим
конденсатором
10 мкФ на 160 В, который подает по-
тенциал +150 В на среднюю точку на-
кальной обмотки силового трансфор-
матора для уменьшения уровня фона
от накала, создаваемого переменным
током, и на два сглаживающих RC-
фильтра с резисторами по 47 Ом и кон-
денсаторами по 220 мкФ на 450 В, от-
куда анодное напряжение около +280
В поступает на плату усилителя для
питания анодных цепей выходных
каскадов левого и правого каналов.
На плате усилителя напряжение пи-
тания каскадов предварительного уси-
ления еще дважды фильтруется: снача-
ла — общей RC-цепью 22 кОм и 22 мкФ
на 400 В, затем — расходится лучами и
еще раз фильтруется индивидуально по
каналам RC цепями 2,2 кОм и 22 мкФ
на 400 В.
В результате фон на выходе усили-
теля отсутствует и осуществляется хо-
рошая развязка каналов по цепям пи-
тания.
Качество звучания
Перед тем как попасть ко мне до-
мой, „P1SE“ не один раз слушался в ре-
дакции при работе с разными акусти-
ческими системами и при сравнении с
другими усилителями мощности, в том
числе двухтактным „Audio Note P2“,
транзисторными усилителями „Musi-
cal Fidelity E20/E30“ и другими.
Если не принимать во внимание во-
просы совместимости различных усили-
телей мощности и акустических систем
(см., например, статью в „AM“ №
2 (7) 96
про тестирование АС), то по характеру
звучания усилитель „P1SE“ выигрывал
практически у всех. Иногда отрыв был
очень большой, в других случаях, на-
пример при сравнении с „Audio Note
P2“, звучание было похожее, но тоньше,
нежнее, пластичнее, выразительнее и ес-
тественнее. Конечно, почти все время
сказывалась весьма ограниченная мощ-
ность „P1SE“, затруднявшая прослуши-
вание с этим усилителем масштабных
произведений классической музыки и
делавшая проблематичной его пригод-
ность для громкой рок- и аналогичной
музыки. Вероятно, оптимально было бы
использовать совместно с „P1SE“ аку-
стические системы с чувствительно-
стью хотя бы 95 дБ/Вт/м, однако таких
систем слишком мало, тем более подхо-
дящего качества и цены.
Дома „Audio Note P1SE“ работал в
тракте следующего состава: „Thorens
TD160 Super/SME3009R“, самодель-
ный ламповый корректор, самодель-
ный транзисторный усилитель мощно-
сти без общей ООС, переделанные „Pe-
erless“ (этот тракт кратко описан в ста-
тье про „Conrad-Johnson PV10AL“ в
„AM“ №
1 (
6
) 96. Единственное отли-
чие: в качестве межблочного кабеля на
этот раз использовался „Siren“ англий-
ской фирмы „The Chord Company“). В
качестве программного материала
пробовались разные диски, включая
„Вивальди. 12 концертов. Соч. 12. I
Musici“ („Philips“), „Pink Floyd. The Fi-
nal Cut“ („EMI“), „Сибелиус. Финлян-
дия. Соч. 26. Хельсинкский филармо-
нический оркестр, дир. Йорма Пану-
ла“ („Finlandia Rec.“).
Суммируя слуховые впечатления,
необходимо отметить, в первую оче-
редь, довольно естественное звучание
как различных музыкальных инстру-
ментов, оркестра, так и голоса. Звуки
по фактуре плотные, цельные, тем-
брально и пространственно собранные,
с хорошо проработанным, тугим басом.
Одновременно они приятно легки и воз-
душны. Нет резкости, нет крикливо-
сти, визгливости. Скрипки, виолонче-
ли „матовые“. Не огрублены детали,
что так часто, к сожалению, бывает у
многих усилителей. Хорошие пластика
и микродинамика. Звук эмоционально
выразительный. Если сравнивать с мо-
им транзисторным усилителем, то у
„P1SE“ детали несколько „зализаны“,
но при этом они тоньше, легче, прозрач-
нее, натуральнее. Однако при воспроиз-
ведении громких мест программы с
большим уровнем появляются резкость
и зажатость динамики, вызванные, ве-
роятно, недостатком выходной мощно-
сти. Пространственно звуки немного
выдвинуты вперед.
На моих „Peerless“ с номинальным
сопротивлением
8
Ом, подключенных
к
8
-омному выходу, заметна некоторая
окраска с излишним выделением сред-
них частот. При подключении акусти-
ческих систем к 4-омному выходу уси-
лителя окраска значительно меньше,
однако со всеми испытанными систе-
мами, включая 4-омные, „P1SE“ „зву-
чит“ легче, воздушнее при их подклю-
чении к
8
-омному выходу, даже не-
смотря на появляющуюся порой окра-
ску. Усилитель звучит лучше при на-
личии заземления, и, как всегда, необ-
ходимо подобрать правильную поляр-
ность включения сетевой вилки.
Итак, „Audio Note PISE“ может по-
дойти тем, кто имеет высокочувстви-
тельные акустические системы со сла-
бо выраженной зависимостью импе-
данса от частоты и кто повышенной
громкости предпочитает повышенную
эмоциональность.
©
С. Куниловский.
20
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
предыдущая страница 21 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 23 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст