торой до этого не было. Однако все рав-
но сохранилась некоторая суховатость
звучания. К сожалению, входное со-
противление корректора можно изме-
нить только перепайкой, требуемые же
для этого элементы поставляются фир-
мой отдельно, поэтому мы не смогли
оптимально нагрузить МС-головку
звукоснимателя — а это могло бы в ка-
кой-то степени повлиять на результат
прослушивания (хотя, думаю, в очень
небольшой).
Улучшение звучания в режиме
„Low“ связано, вероятно, с тем, что рез-
ко, почти на 400 кОм, увеличивается
сопротивление нагрузки корректора, а
также с тем, что в этом положении ис-
ключается влияние переключателя
„Gain“, качество которого, вероятно,
недостаточно высоко. Кстати, первое
обстоятельство говорит о том, что де-
лать записи с проигрывателя грампла-
стинок на магнитофон лучше при дос-
таточно высоком входном сопротивле-
нии последнего. Так как выходной кас-
кад корректирующего усилителя и ли-
нейный усилитель по построению од-
нотипны — хотя второй и работает на
несколько большем токе и имеет на вы-
ходе емкость не 2,2, а 3,3 мкФ, — то
желательная нагрузка всего предвари-
тельного усилителя по выходам „Out-
put“ тоже достаточно высокоомная.
Рекомендуемая изготовителем вели-
чина составляет 50-100 кОм, а я ду-
обоих триодов и в сетке второго — прецизион-
ные металлопленочные неизвестного мне из-
готовителя. RIAA-цепочка состоит из двух час-
тей. Низкочастотная ее часть стоит в цепи па-
раллельной обратной связи второго каскада,
которая идет с выхода катодного повторителя
на втором триоде на сетку первого триода. Вы-
сокочастотная часть пассивная, стоит в цепи
межкаскадной связи и гальванически развяза-
на от анода первого каскада конденсатором
„MIT Multicap PPF“ 0,22 мкФ х 200 В. Резистор
в пассивной части цепочки 39 кОм „Holco", ре-
зисторы в активной части цепочки и в сетке пер-
вого триода второго каскада — прецизионные
металлопленочные все той же неизвестной мне
фирмы. Конденсаторы в пассивной части —
„SAHA“ 0,0195 мкФ х 250 В, в активной — лав-
сановый 1 000 пФ плюс полистирольный
330 пФ. Переходный конденсатор на выходе
корректора — полипропиленовый „Solen РВ-
MKP-FC“ 2,2 мкФ х 400 В. Усиление корректи-
рующего усилителя на частоте 1 кГц равно
48 дБ, что многовато для M M -головки звукосни-
мателя и мало для MC (наиболее часто встре-
чается величина для ММ — 40 дБ, для M C —
66 дБ). С выхода этого усилителя сигнал посту-
пает на переключатель „Selector” (положение
„Phono").
С движка переключателя „Selector” сигнал
попадает через резистор 1 кОм на гнездо „Таре
Record“ и на переключатель „Tape/Source“, ку-
да идет еще и сигнал с гнезда „Таре Play”. Дви-
жок переключателя „Tape/Source” подключен к
регулятору баланса (см. выше), с которого сиг-
нал попадает на регулятор уровня и далее на
каскад линейного усилителя.
Линейный усилитель собран также по схе-
ме „усиленного” SRPP, аналогично второму кас-
каду корректора, но на лампах 6922. Номиналы
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД :=
маю, она должна быть гораздо больше.
В этом случае улучшается бас и про-
странственные характеристики звуча-
ния. Об этом говорит и мой опыт. В до-
машнем корректоре при очень похо-
жем выходном каскаде и сопротивле-
нии нагрузки со стороны усилителя
мощности в
68
кОм увеличение емко-
сти на выходе с 4,7 мкФ до 10 мкФ до-
статочно заметно.
Последнее, что нужно было оце-
нить, — работа „Anthem Pre 1“ с линей-
ного входа (переключатель „Gain“ в по-
ложении „Low“). В качестве источника
сигнала в этом случае использовался все
тот же проигрыватель, но с моим до-
машним корректором, который под-
ключался к линейному входу „Рге
1
“.
Так легче всего уловить вносимые им в
звучание всего тракта изменения. Ко-
нечно, при этом вынужденно появилась
лишняя пара межблочных кабелей (в
данном случае это „The Chord Company
Siren“), но особенности, придаваемые
ими звучанию, хорошо известны.
Итак, тембральных изменений по-
чти не заметно, разве что бас становит-
ся слабее — хотя и не таким слабым,
как при использовании входа „Phono“.
Самое существенное, что при включе-
нии „Pre
1
“ в тракт звуковоспроизведе-
ния звучание как бы огрубляется. Про-
падает аура вокруг инструментов, их
„дыхание“. Иначе говоря, появляется
некий порог, ниже которого звуки
используемых резисторов, естественно, дру-
гие. Переходный конденсатор в цепи сетки пер-
вого триода отсутствует, конденсатор между
анодом первого триода и сеткой второго — „MIT
Multicap PPM F“ 0,22 мкФ х 200 8, конденсатор
с катода второго на выход (гнезда „Output“) —
„Solen PB-M KP-FC“ 3,3 мкФ х 400 В.
Выходные гнезда на время задержки вклю-
чения закорачиваются с помощью реле, управ-
ляемого сервисным устройством. Входное со-
противление линейного усилителя в зависимо-
сти от положения переключателя усиления мо-
жет меняться в пределах от 33 кОм до 520 кОм,
это не совсем удобно для линейного входа и
плохо с точки зрения нагрузки корректирующе-
го усилителя.
Диапазон регулировки баланса зависит от
положения регулятора уровня сигнала и состав-
ляет в положении переключателя усиления
„High” 6-12 дБ и в положении „Low“ — 1,6-
1,8 дБ. Это не слишком удачно, тем более что
при заметном изменении громкости нарушает-
ся баланс, особенно в положении „High".
Питание корректора и линейного усилите-
ля организовано следующим образом. Напря-
жение +300 В от расположенного в блоке пита-
ния выпрямителя по кабелю поступает на вход
транзисторного стабилизатора, находящегося
в центре платы основного блока.
Стабилизатор содержит источник тока на
рпр-транзисторе 2SA1142, в коллекторной це-
пи которого стоят три последовательно соеди-
ненных стабилитрона на суммарное напряже-
ние +240 В. Сформированное таким образом
опорное напряжение фильтруется R C -фильт-
ром 3,3 МОм („Holco“) и 2,2 мкФ х 400 В („So-
len“), откуда поступает на затвор истокового по-
вторителя на п-канальном мощном полевом
транзисторе 2SK251, установленном на тепло-
исчезают. Из-за этого порога они возни-
кают и пропадают резко, как бы „отсе-
кается“ этот самый „воздух“, связан-
ный с процессами нарастания и затуха-
ния звуков, особенно тихих. „Рге 1“
словно вносит в путь прохождения сиг-
налов трение, и им приходится „проди-
раться“ по нему с трудом, с потерями.
Каков вывод из всего сказанного?
Усилитель „Anthem Prel“ действи-
тельно делает „первый шаг в hi-fi“, от-
крывает дверь, так сказать. Большин-
ство усилителей в ценовой категории
$1000-1 500 к этой двери даже не при-
ближаются. Однако „Sonic Frontiers“
могла бы из своих замечательных де-
талей сконструировать что-нибудь бо-
лее удачное (эх, нам бы такие возмож-
ности!).
Можно было бы не тратить столь-
ко времени на описание этого усилите-
ля, но надеюсь, что оно окажется ин-
тересным и полезным для тех читате-
лей, которые хотят глубже разобрать-
ся в связи между объективным и субъ-
ективным в звукотехнике, для серьез-
ных самодельщиков.
В заключение должен заметить,
что я использовал свой обычный тракт
прослушивания. Межблочные кабели
были „XLO Туре 1“ и „Chord Company
Siren“. Музыкальные программы вы-
бирались самые разные — и классика
разных форм, и джаз.
---------------------------------------®
отводе. На выходе стабилизатора стоит еще
один конденсатор 2,2 мкФ х 400 В. С этой точ-
ки анодное питание расходится на 6 однотип-
ных фильтров, почислу усилительных ламп, око-
ло которых они и располагаются.
Фильтр построен на п-канальном полевом
транзисторе M PF910 и операционном усилите-
ле с полевым входом (сдвоенный LF353N в ка-
ждом канале корректора и одиночный AD711JN
в каналах линейного усилителя). Затвор поле-
вого транзистора управляется с выхода этого
усилителя. Инвертирующий вход операционно-
го усилителя подключен к выходу повторителя
(исток) на этом транзисторе, а неинвертирую-
щий вход — к выходу RC-фильтра, образован-
ного двумя последовательно соединенными
резисторами по 3,3 МОм („Holco“), подключен-
ными к выводам питания операционного уси-
лителя, и конденсатором „ERO M KP“ 0,56 мкФ х
х 250 В. связывающим среднюю точку этих ре-
зисторов с общим проводом питания. Питание
операционного усилителя поступает от стаби-
литрона, соединенного одним концом с выхо-
дом общего стабилизатора +240 В, а другим
концом — с резистором 51 кОм (3 Вт), идущим
на общий провод. Таким образом, операцион-
ный усилитель как бы „висит” на напряжении
+240 В. Большая глубина обратной связи в та-
ком фильтре питания позволяет получить очень
низкое выходное сопротивление и низкий уро-
вень пульсаций питания, однако такой способ
их получения врядли благоприятно скажется на
качестве звучания усилителя в целом.
★ ★ ★
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
17
предыдущая страница 18 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 20 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст