Перейдем к звуку. Так как на моем
проигрывателе стоит МС-головка, я
первым делом установил переключате-
ли „Gain“ в положение „High“ и вклю-
чил усилитель. Преодолев соблазн,
сразу слушать не стал, часок подож-
дал, дал ему прогреться и „прийти в
чувство“. При первом прослушивании
определил полярность включения се-
тевой вилки. Надо сказать, что обыч-
ного при этой операции „разбрасыва-
ния в стороны“ или, наоборот, „соби-
рания“ звуковой картинки не про-
изошло. Просто при правильной по-
лярности звук четче, собраннее и яр-
че. Однако поначалу „Anthem Рге 1“ по
звучанию — сухому, с ослабленным
басом — больше напоминал транзи-
сторный усилитель среднего качества.
Что ж, сказал я себе, посмотрим, что
будет дальше.
Во второй раз я попытался послу-
шать „Рге 1“ через
6
часов „прогрева“.
Тут я должен извиниться перед чита-
телем. Держать весь усилитель под
сигналом в течение рекомендуемых 70
часов у меня не хватило ни духу, ни
времени, да и спать когда-то надо. По-
этому усилитель стоял полностью
включенным, но без сигнала. Усили-
тель мощности и мой „контрольный“
корректор тоже были все время вклю-
чены. Так вот, через
6
часов звучание
стало помягче, полегче. Бас наконец
прорезался. Однако все равно слушать
оказалось скучновато, звук невырази-
полихлорвиниловой изоляции и без экрана.
Внутри основного блока всю нижнюю по-
верхность шасси опять же занимает установ-
ленная на высоте 19 мм и закрепленная шестью
винтами большая и толстая (2,5 мм) двусторон-
няя печатная плата, несущая все основные эле-
менты усилителя. 2/3 площади задней стенки
шасси отдано под печатную плату (расположе-
на параллельно стенке, в 3 мм от нее) со вход-
ными и выходными разъемами RCA; они уста-
новлены прямо на плате и не касаются метал-
ла корпуса. На этой же плате прямо между вход-
ными разъемами закреплен переключатель
входов, соединенный круглым металлическим
удлинителем оси с находящейся на лицевой па-
нели ручкой „Selector“. От платы разъемов
провода различной длины идут непосредствен-
но в нужные точки основной платы и запаяны в
нее снизу; они свободно касаются поверхности
стального шасси, и это плохо, так как между ни-
ми возникает сильное электромагнитное взаи-
модействие и, соответственно, потери сигна-
ла на перемагничивание.
На передней панели шасси, на сей раз пер-
пендикулярно ее поверхности, находится не-
большая печатная плата, на которой установ-
лены переменные резисторы регуляторов ба-
ланса (100 кОм, „Noble") и уровня сигнала (то-
же 100 кОм, „Noble"), а также два маленьких, по-
хожих на детали карманного радиоприемника
движковых переключателя „Gain" с положения-
ми „High” и „Low", позволяющими за счет вклю-
чения дополнительных резисторов последова-
тельно с регуляторами уровня сигнала каналов
уменьшить общее усиление линейной части
предусилителя на 17 дБ. (В положении „High"
это усиление составляет 29 дБ. ) С основной пе-
чатной платой эта плата соединена проводами.
На основной печатной плате очень много
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД :
тельный. Попытка сравнения с моим
корректором показала, что слушать
еще рано, объект испытаний пока
сильно проигрывает, пусть „греется“
дальше.
Следующий сеанс прослушивания
начался через 35 часов. Да, стало еще
лучше, но все-таки не нравится мне ха-
рактер звука, все время хочется перей-
ти на свой родной корректор, который
от такой длительной „приработки“
стал „звучать“ непривычно хорошо,
особенно когда ставятся качественные
записи рояля. Даже жена заглянула из
кухни на звуки музыки и сказала: „О!
Рояль очень похож!“ (она у меня с кон-
серваторским образованием). Но те-
перь пусть уж „Sonic Frontiers“ прира-
батывается до победного конца, подо-
жду еще.
Трое суток прошло.
.. Четверо су-
ток.
..
Примерно часов через сто — все.
Решительное прослушивание. Как раз
С. Баньковский зашел; вместе и слу-
шать легче, и результат точнее. Одна-
ко описывать буду только свои ощуще-
ния, тем более что они у нас практиче-
ски совпали, а у меня на слуху весь
процесс.
Звук, как вы уже, вероятно, дога-
дались, стал еще лучше. Он чистый,
ровный, без выкриков, но суховатый,
с некоторым плавным подъемом в сто-
рону высоких частот, что заметно уже
по окраске шума пластинки. Бас и
различных компонентов. Кроме ламп, из актив-
ных элементов здесь можно найти транзисто-
ры (7 полевых и один биполярный) и микросхе-
мы (целых 10 штук). Таким образом, усилитель
этот гибридный. Однако, как мы дальше увидим,
собственно усилительные каскады чисто лам-
повые.
Примерно 3/5 основной платы заняты дву-
мя идентичными каналами корректирующего
усилителя (для головки звукоснимателя) с раз-
дельными цепями питания анодов ламп и пока-
нальными интегральными стабилизаторами на-
кала (2 микросхемы LM317T на теплоотводах).
Оставшееся место использовано для размеще-
ния двух одинаковых каналов линейного усили-
теля с аналогичными раздельными цепями пи-
тания анодов ламп и стабилизаторами накала
(еще две LM317T), а также общего для всего
предварительного усилителя стабилизатора
анодного питания и сервисного устройства за-
держки включения и управления светодиодной
индикацией режимов работы (2 корпуса цифро-
вых микросхем с сопутствующими элемента-
ми).
Каждый канал корректирующего усилителя
имеет два усилительных каскада. Первый кас-
кад построен по каскодной схеме на двойном
триоде 6922 российского производства с клей-
мом фирмы „Sovtek".
На входе каскада имеется резистор 47 кОм
нагрузки звукоснимателя, затем последова-
тельно с сеткой стоит резистор 221 Ом и парал-
лельно сетке на общий провод — полистироль-
ный конденсатор в 100 пФ. Такая входная цепь
одновременно обеспечивает требуемую на-
грузку звукоснимателя и служит простейшим
фильтром защиты от ВЧ-помех. На плате пре-
дусмотрено место для подключения одного ре-
зистора и одного конденсатора, которые могут
мид-бас ослаблены, но имеют удовле-
творительную фактуру. Звучанию не
хватает теплоты и плотности; в нем
прочитывается довольно много дета-
лей, однако они несколько „заостре-
ны“. Когда музыкальная программа
посложнее, то сильнее ощущается, что
в пространстве между отдельными ис-
точниками звука недостаточно тиши-
ны. Вообще звуковая сцена не слиш-
ком глубока, зато фронтальная стерео-
панорама хорошая. Звуки затухают
недостаточно долго, в какой-то момент
обрываясь. При смещении регулятора
баланса с центрального фиксирован-
ного положения звук в канале, где про-
исходит ослабление, чуть глохнет, те-
ряет яркость. К положительным же
свойствам надо отнести весьма малый
собственный шум корректора даже для
МС-входа. Однако по общему впечат-
лению звучание усилителя, когда пе-
реключатели в положении „High“,
как-то не вдохновляет.
Попробовали переключить усиле-
ние: поставили переключатель „Gain“
в положение „Low“. Ручку регулятора
уровня сигнала пришлось повернуть
почти до упора и на усилителе мощно-
сти тоже прибавить усиления. При
этом звук существенно улучшился —
стал теплее, плотнее, пластичнее, уже
появилось какое-то „дыхание“. Ин-
струменты оркестра зазвучали нату-
ральнее, обрели „плоть“. Появилась
эмоциональная выразительность, ко-
потребоваться для оптимизации нагрузки ис-
пользуемой головки звукоснимателя(напри-
мер, резистор для МС-головки или конденса-
тор для ММ-головки). Катодный резистор авто-
матического смещения первого триода ничем
не зашунтирован. Потенциал сетки второго
триода задается резистивным делителем на-
пряжения, развязанным по переменному току
конденсатором „WIMA М К Р 10" в 1 мкФ х 160 В.
Анодной нагрузкой каскада служит резистор
47 кОм на 2 Вт („Draloric“). Остальные резисто-
ры каскада — „Holco“.
Второй каскад собран по схеме „усиленно-
го“ SRPP2 (см. рис.1) на лампе ЕСС81 с рези-
стором в аноде первого триода 24 кОм мощно-
стью 2 Вт („Draloric“). Этот анод соединен с сет-
кой второго триода через конденсатор „М1Т
PPM F“ 0,1 мкФ х 200 8. Резисторы в катодах
1
Shunt Regulated Push Pull.
+E.
Рис. 1. „Усиленный“ SRPP
АУДИО МАГАЗИН 3/1996
15
предыдущая страница 16 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн следующая страница 18 АудиоМагазин 1996 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст