СПРАВОЧНИК
Рис. 2. Принцип действия эксцентриков
механизма Эрара
а) Верхнее положение педали (бемоль):
пальцы эксцентриков не касаются струны.
б) Среднее положение педали (бекар):
струна укорочена на 5,6% верхним экс-
центриком.
в) Нижнее положение педали (диез): стру-
на укорочена еще на 5,6% нижним экс-
центриком.
пальцами (рис. 2). Каждая педаль
имеет три положения, фиксируемых
зарубками: верхнее, среднее и ниж-
нее. В верхнем положении педали
пальцы эксцентриков не касаются
струны (рис.
2
а) и высота звучания оп-
ределяется ее полной длиной, соответ-
ствуя пониженному на полутон звуку
диатонической гаммы (бемолю).
При этом положении педали ар-
фа имеет строй „до-бемоль-мажор“.
. В среднем положении (рис. 26)
пальцы верхнего эксцентрика при-
касаются к струне, уменьшая тем са-
мым ее длину и повышая звучание
на полтона. В положении нижней за-
рубки таким же образом происходит
дополнительное уменьшение длины
струны нижним эксцентриком (рис.
2
в), в результате чего звучание повы-
шается еще на полутон (положение
„диез“)- Каждая педаль управляет
одноименными струнами (например,
всеми звуками „до“, или „ре“, и т. д).
Резонансный ящик арфы своим
устройством напоминает переднюю
часть байдарки, у которой по киле-
вой линии в специальной планке сде-
ланы отверстия. Пять больших обра-
щенных вниз овальных отверстий
являются горловинами резонатора.
На рис. 3 приведен поперечный раз-
рез резонансного ящика с обозначе-
нием основных элементов внутрен-
него устройства и покрытия.
Струнная „одежда“ арфы состоит
из 46 струн, из которых 11 басовых
струн — металлические, с обвивкой
(„канителью“), остальные — жиль-
ные. Для быстрого нахождения
струн, соответствующих различным
тонам диатонического строя, струны
„до“ всех октав окрашиваются
в
красный цвет, „фа“ — в синий.
Извлечение звука производится
оттягиванием струн либо кончиками
пальцев, либо ногтями. Получаемые
при этом тембры неодинаковы: в
первом случае извлекается звук мяг-
кого тембра, без высокочастотных
составляющих, во втором — более
острый, насыщенный высокими гар-
мониками.
На тембр извлекаемого звука вли-
яет также и положение точки отщи-
пывания струны: если она находит-
ся точно посередине струны, в звуке
пропадают обертоны, соответствую-
щие четным гармоникам, тембр его
становится „бледным“. Отщипыва-
ние же вблизи конца струны повыша-
ет количество гармоник и, соответст-
венно, насыщенность тембра.
Нижние концы струн арфы за-
крепляются в брусе, проходящем
вдоль корпуса в середине деки
(рис. 3). При такой конструкции де-
ка находится в напряженном состоя-
нии, и чрезмерное натяжение струн
могло бы привести к отрыву ее от
корпуса. По этой причине в арфе не-
возможно
применение
толстых
струн с сильным натяжением, вслед-
ствие чего звук арфы, сравнительно
с другими струнными инструмента-
ми, не очень громок. Этому способ-
ствует также малая площадь деки.
Наиболее тихоезвучание,доволь-
но „бледное“ также и по тембру, ха-
рактерно для низкого регистра вы-
сотного диапазона арфы, охваты-
вающего шесть с половиной октав, от
„ре-бемоль“ контроктавы до „соль-
диез“ четвертой октавы.
Акустически это объясняется
тем, что частоты звуков контрокта-
вы и большой октавы оказываются
ниже частоты настройки как деки,
так и резонаторов. В этих условиях
дека проявляет себя лишь как упру-
Рис. 3. Корпус резонансного ящика арфы
в поперечном разрезе:
I
— дека из резонансной ели,
2
— окно
(горловина) резонатора, 3 и
4
— нижний
и верхний брусы, закрепляющие нижние
концы струн, 5 — бортик боковины,
6
и
7
— верхняя и нижняя контробечайки,
8
обечайка,
9
— планка с окнами,
10
шпангоут.
гая пластинка и не участвует в фор-
мировании спектра звучания, а ре-
зонатор не изолирует излучение пе-
редней стороны деки от задней, из-
лучающей в противофазе.
Для увеличения интенсивности
звучания арф в оркестрах часто
пользуются не одной, а несколькими
арфами. Так, в „Младе“ Римского-
Корсакова в оркестре предусмотре-
ны три арфы, в „Золоте Рейна“ Ваг-
нера — шесть.
Отмечу, что неоднородность зву-
чания арфы по диапазону, равно как
и недостаточная громкость, может
быть сбалансирована при записи
техническими средствами звукоре-
жиссуры (путем раздельной записи
регистров с помощью полосовых
фильтров). Поэтому звукорежиссер
при записи арфы может добиться та-
кой степени громкостной сбаланси-
рованности, которая недоступна ди-
рижеру при прямом исполнении.
Несмотря на отмеченные недос-
татки звучания, арфа — инструмент
признанный и любимый многими
композиторами и музыкантами. Ча-
сто она используется в качестве ак-
компанемента, но нередко ей пору-
чаются эффектные сольные партии.
Их немало в музыке к балетам Чай-
ковского, Глазунова.
В XIX веке широко пользовались
арфой Берлиоз, Вагнер, Мейербер и
др. Именно партия двух арф в „Валь-
се“ из „Фантастической симфонии“
Берлиоза положила начало упоми-
навшемуся выше виртуозному сти-
лю, акустической основой которого
послужили специфические возмож-
ности звукоизвлечения в арфе: игра
октавными флажолетами, когда звук
извлекается из струн, придерживае-
мых в середине; многострунное глис-
сандо — скольжение руки по всем
струнам, настроенным по септаккор-
дам, и др.
В XX веке композиторы открыли
в арфе новую выразительность: красо-
ту ее одноголосого звучания, возмож-
ность ее использования на пианисси-
мо в верхнем регистре наподобие удар-
ного инструмента с определенной вы-
сотой звучания, возможность имита-
ции ее басовыми струнами отдаленно-
го колокола (например, в начале Де-
вятой симфонии Малера) и др.
В заключение отмечу, что роль ар-
фы в оркестре не только музыкаль-
ная, но и эмоциональная: одно ее по-
явление в составе оркестра создает у
слушателей приподнятое, празднич-
ное настроение, ожидание радости.
И арфа всегда оправдывает это
ожидание.
©
Я. Вахитов
АУДИО МАГАЗИН 2/1996
79
предыдущая страница 80 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн следующая страница 82 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст