СПРАВОЧНИК
ж
в
ф
я
Продолжаем обещанную в предыдущем номе-
ре серию статей о современных музыкаль-
ных инструментах.
Арфа — один из красивейших
музыкальных инструментов оркест-
ра как по звучанию, так и по внеш-
нему виду (рис. 1). Мягкие очерта-
ния ее корпуса заставляют забывать
о не очень, казалось бы, привлека-
тельной треугольной форме, а благо-
родный облик ящика-резонатора,
передней колонны и изящно изогну-
того колкового бруса навевает нос-
тальгические мысли о средних веках
и рыцарской романтике. Это впечат-
ление усиливается видом натянутых
почти по всей раме струн разной дли-
ны и толщины, образующих про-
зрачную сетку, немного фантастич-
ную и загадочную. Едва ли какой-
нибудь другой инструмент оркестра
в такой степени, как арфа, овеян ле-
гендами и вызывает столь романти-
ческие ассоциации. Причина тому
не только в ее внешнем виде, но и в
звуке — необыкновенно нежном, по-
этичном, постепенно замирающем,
как бы уходящем вдаль.
Откуда же произошел этот удиви-
тельный инструмент, и давно ли он
известен людям?
Археологические и исторические
данные говорят о том, что арфа —
один из самых древних музыкаль-
ных инструментов мира. Праобра-
зом ее послужил лук с несколькими
натянутыми тетивами. Древнейшую
арфу, изготовленную в двадцать шес-
том веке до нашей эры, нашел анг-
лийский археолог Л. Вулли при рас-
копках царского кладбища города
Ура в Месопотамии. Эта арфа в фор-
ме лука снизу имела резонатор в виде
узкого разновысокого ящика, стен-
ки которого были украшены мозаи-
кой из лазурита, перламутра и крас-
ного камня. На передней стенке ре-
зонатора укреплена голова быка из
золота с глазами и бородой из лазу-
рита. Верхний брус был отделан зо-
лотыми украшениями.
Предшественники арфы — лира
и кифара — были любимыми инст-
рументами древнегреческих певцов
и поэтов, которые не декламировали
свои стихи, но, подобно современ-
ным бардам, пели их,аккомпанируя
себе сами. Впоследствии лира стала
эмблемой музыки и вообще искусст-
ва.
Любили арфу и в средневековой
Европе, особенно в Ирландии: ир-
ландские барды пели под ее акком-
панемент свои саги и баллады. Изо-
бражение арфы вошло в герб страны.
В XVIII столетии арфой широко
пользовались для аккомпанирова-
ния различным инструментам орке-
стра, а также для имитации лютни,
гитары и клавесина. Подобный су-
хой „клавесинный“ стиль особенно
нагляден в сочинениях для арфы Ге-
орга Фридриха Генделя (1685-
1759), Вольфганга Амадея Моцарта
(1756-1791)и др.
В начале XIX века конструкция
арфы была в корне усовершенствова-
на выдающимся французским мас-
тером Себастьяном Эраром (1752-
1831), который был также основате-
лем парижской фортепьянной фаб-
рики. В арфе собственной конструк-
ции (названной впоследствии арфой
Эрара) он использовал изобретенное
им устройство, позволявшее быстро,
в ходе исполнения музыкального
произведения, изменять длину струн,
то есть оперативно перестраивать
высоту их звучания.
Изобретение Эрара вдохнуло в ар-
фу новую жизнь, резко расширив ди-
апазон ее звучания, открыв новые
выразительные возможности и поло-
жив тем самым начало виртуозному
стилю, преобладавшему в сочинени-
ях для арфы композиторов прошло-
го века.
Современная арфа сохранила все
конструктивные особенности, вве-
денные Эраром. Изменился в основ-
ном ее внешний вид: он утратил мно-
гие признаки стиля „барокко“, стал
более лаконичным и строгим, не по-
теряв вместе с тем романтичности и
возвышенности.
Рис. 1. Внешний вид современной арфы
производства Санкт-Петербургской фаб-
рики щипковых музыкальных инстру-
ментов
Арфа принадлежит к щипковым
струнным инструментам, не имею-
щим грифа, который в других инст-
рументах этой группы служит для
изменения высоты звучания струн
(они прижимаются к грифу пальцем
и тем самым укорачиваются).
По конструкции арфа представ-
ляет собой треугольную раму, со-
стоящую из вертикальной передней
стороны в виде полой колонны и
двух наклонных: Б-образно изогну-
того бруса сверху и резонансного
ящика в виде конусообразного коро-
ба снизу. Брус несет на себе, во-пер-
вых, порожки и колки, служащие
для закрепления верхних концов и
натяжения струн, и, во-вторых, за-
ключенный в особую коробку упомя-
нутый выше механизм изменения
длины струн. Механизм этот управ-
ляется с помощью семи педалей,
помещенных в основании рамы
(рис. 1). Через посредство тянущих
стержней, расположенных в полой
колонне, педали приводят в действие
систему парных эксцентриков с
АУДИО МАГАЗИН 2/1996
77
предыдущая страница 78 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн следующая страница 80 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст