СПРАВОЧНИК
Вид программы
Публика
Музы-
Таблица 3
Персонал студии
мужчины
женщины
канты
мужчины
женщины
Симфоническая музыка
78
78
88
90
87
Легкая музыка
75
74
89
89
84
Танцевальная музыка
75
73
89
89
83
Речь
71
71
84
84
77
для ударных и клавишных инст-
рументов — 5-10 дБ;
для синусоидального сигнала (в
качестве примера) — 3 дБ.
В последующих расчетах в каче-
стве опорной величины будем исполь-
зовать ДЦ =10 дБ.
Вычисленные значения тахБРЬ
(после внесения поправки, соответст-
вующей режиму взвешивания спек-
тра музыкального сигнала корректи-
рующей кривой „А“) хорошо согла-
суются с данными Иофе (1954) в от-
ношении уровней громкости симфо-
нической музыки, соответствующих
обозначениям этой громкости в нотах
(см. табл. 2). Чтобы заострить ваше
внимание на данных табл.
2
, при-
шлось дополнить ее значениями ве-
роятности звучания музыки с обозна-
ченной в нотах громкостью и выра-
жением этой громкости в сонах. Об-
ратим внимание, что наиболее веро-
ятный уровень звукового давления на
концерте симфонической музыки со-
ставляет 70 дБА, а максимальный не
превышает 100 дБА, при этом уро-
вень звукового давления, соответст-
вующий средней интенсивности зву-
чания музыкального произведения,
примерно равен 77 дБА.
Однако есть ли необходимость в
том, чтобы симфоническая музыка в
домашних условиях звучала так же
громко, как на „живом“ концерте?
При каких уровнях звукового давле-
ния мы предпочитаем слушать, ска-
жем, форте фортиссимо дома? Иссле-
дование этого вопроса было проведе-
но радиокорпорацией „ВВС“. Резуль-
таты его приведены в табл. 3.
Оказалось, что в домашних усло-
виях слушатель предпочитает гораз-
до более тихое звучание музыки, чем
в концертном зале.
Теперь, когда мы узнали почти
все о реальных и предпочитаемых
уровнях звучания музыки, можно
сделать вывод: для воспроизведения
музыки в домашних условиях во всех
случаях
достаточно
передать без ис-
кажений и перегрузок в течение от-
носительно
короткого
времени
тахБРЬ=100 дБ. При этом уровни пи-
ков звукового давления не превысят
108 дБ (в полосе 250-500 Гц);
106 дБ (в полосе 500-2800 Гц);
104 дБ (в полосе 8-10 кГц).
Заметим, что пиковые уровни зву-
кового давления начиная с 500 Гц и
выше ослабляются. Более наглядно
это следует из результатов измере-
ний спектра уровней мощности (по
данным Шитова и Белкина, 1970), ко-
торые приведены на рис.
2
а для эст-
радной музыки и на рис. 26 для сим-
фонической музыки. Сплошные кри-
вые на этих рисунках относятся к
спектральным уровням максималь-
ной динамической мощности при
различных значениях вероятности ее
превышения. Пунктирная кривая
изображает спектр уровней средней
мощности. Как видно из этих рисун-
ков, самые высокие уровни почти все-
гда отмечаются в области частоты
500 Гц.
Как с помощью аудиосистемы в
домашних условиях обеспечить
дос-
таточный
уровень звукового дав-
ления? Вернемся к формуле (15)и
попробуем, пользуясь значениями
акустической мощности источни-
ков звука (в рассматриваемом слу-
чае — обоих громкоговорителей)и
радиуса гулкости в помещении про-
слушивания, определить уровень
звукового давления в точке разме-
щения слушателя. Правда, есть не-
большая загвоздка: как определить
излучаемую громкоговорителями
акустическую мощность? Конечно,
ее можно вычислить путем умноже-
ния подводимой к громкоговори-
телю электрической мощности на
КПД, однако данные о КПД громко-
говорителей в проспектах обычно не
приводят. Вместо этого нам предла-
гают параметр
характеристиче-
ская чувствительность
(sensitiv-
ity). Напомню, что характеристиче-
ская чувствительность — это уро-
вень звукового давления в дБ, кото-
рый производит громкоговоритель
в заглушенном помещении на оси на
расстоянии
1
м при подаче на его
вход средней электрической мощно-
сти 1 Вт.
Попробуем решить возникшую
проблему, установив с помощью фор-
мулы (9) связь между КПД и харак-
теристической чувствительностью:
10 lgr| = 101gNn
i(-101gN;ii=Sx-109,
где Г| — коэффициент полезного
действия громкоговорителя,
Sx — его характеристическая чув-
ствительность,
дБ/Вт/м.
Запишем эту формулу иначе:
101gN
= S +10 lgN -109.
(17)
Теперь, когда мы имеем акусти-
ческую мощность громкоговорителя,
выраженную через характеристиче-
скую чувствительность и действую-
щую на его входе электрическую
мощность, приведем формулу (15) к
следующему виду:
SPLr г.
.. = 101g NM-201grryJ+Sx.
(18)
Если усилитель работает без пе-
регрузок, то, как следует из форму-
лы (18), каждому значению дейст-
вующей на входах громкоговорите-
лей аудиосистемы электрической
мощности будет соответствовать
5
оп-
ределенная величина SPL.
Это соотношение перестает рабо-
тать, когда сигнал на выходе усили-
теля достигает некоторого предела.
Ограничение пиков сигнала, если
5 При определении maxSPL музыкаль-
ного сигнала это утверждение действи-
тельно, когда 0,05Т(10<[т=Ю0 мс].
АУДИО МАГАЗИН 2/1996
73
предыдущая страница 74 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн следующая страница 76 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст