1
1
1
1
1
1
1
1
СПРАВОЧНИК
Таблицаї
Вид программы
Пиковая мощ-
Полоса максималь
peakSPL,
max SPL,
ность,
Вт
ной мощности
,Гц
дБ
дБ
Симф. оркестр (75 чел.)
13,8
250-2800
106
102
Оркестр (15 чел.)
9
250-2800
104
100
Орган (фортиссимо)
12,6
20-62,5
105,6
102
Литавры
25
60-800
108,5
101
Большой барабан
24,6
250-500
108,5
101
Тарелки
10
1
000-16 000
105
95
Цимбалы
9,5
8000-11300
104,3
95
Тромбон
6,4
500-2800
102
97,5
чины чащ е определяю т уровень зву -
кового давления в дВА. Эта величина
п р а к т и ч е с к и со в п ад ае т с у р о вн ем
громкости в фонах, так к ак при ее и з-
мерении производится взвеш ивание
спектра акустического сигнала специ-
альной корректирую щ ей цепью „А “ ,
А Ч Х которой им еет сходство с пере-
вернутой кривой равной громкости.
И все ж е уровень гром кости и уро-
вень звукового давл ен и я в дБ А — ве-
л и ч и н ы , которы е б л и ж е к ф и зи ч е -
ском у определению си л ы зв у к а, чем
к ощ ущ ению гром кости.
Д л я в ы р а ж е н и я с у б ъ е к т и в н о й
гром кости и сп о л ьзу ется д р у гая ве-
личина — так н азы ваем ая
громкость
(loudness).
Гром кость изм еряется в
сонах
и
явл яется мерой того, к ак ощ ущ ается
с л у ш а тел е м и зм ен ен и е гр о м к о сти
при переходе от одного уровня гром -
кости к другом у. С оотнош ение м еж -
ду уровнем гром кости в ф онах (Р) и
громкостью в сонах (S) вы р аж ается в
следую щ ей форме:
S = 2 ( - ^ - ) .
(И)
Интересно, что, согласно этой ф ор-
муле, относительно больш ие изм ене-
ния уровня громкости слуш атели вос-
принимаю т как незначительны е. Н а-
пример, изменение уровня на 10 фон
(которое соответствует изменению и н -
тенсивности звука в 10 раз) восприни-
мается как изменение громкости зву-
чания в 2 раза, а изменение уровня на
3 фона (по интенсивности в 2 раза) —
как изменение громкости на 23% .
О днако вер н ем ся к ф и зи ч еско й
силе звука SPL. Если вы вн и м ател ь-
но следили за ходом м оих рассуж де-
ний, то легко перейдете от ф орм улы
(11) к соотнош ению м еж ду уровнем
звукового давления, создаваемы м и с-
точникам и зву ка, и средней ак у с ти -
ческой мощ ностью , излучаем ой ими
в пом ещ ен и и п р о сл у ш и в а н и я . Это
соотнош ение м ож но зап и сать д в о я -
ким образом:
БРБ, г . =101е N .
. + 109 - 201§г ч1 ,
(15)
Б Р Ь , =101йХпк+ 1 33,9+ 101§ТЫ
|-101§\'.
(16)
Ф орм улы (15) и (16) м ож но сч и -
тать прави льн ы м и , когда расстояние
от и с т о ч н и к а з в у к а до с л у ш а т е л я
больш е радиуса гулкости . В осполь-
зу ем ся эти м и ф о р м у л ам и , а т а к ж е
введенны м и нам и разновидностям и
п о н яти ям и м ощ ности (и н тен си вн о -
сти) для того, чтобы си стем ати зи р о -
вать все, что известно об уровн ях зву -
ч ан и я м у зы ки в концертном зале.
К ак о го м ак си м ал ьн о го у р о в н я 3
звукового д авл ен и я м ож но ож и д ать
при п рослуш и ван и и больш ого си м -
ф онического о р к естр а1? *
*
3
Рассчитанные с помощью формул (15) и
(16) значения шахвРЬ музыкального сигнала
можно считать правильными, когда время
установления реверберации в помещении
Т)с=0,05Твв<[т=100 мс].
* Среди натуральных музыкальных
звучаний большой симфонический ор-
кестр при форте фортиссимо создает наи-
большие максимальные уровни звуко-
вого давления. У рок-музыки, звучание
которой связано с использованием зву-
коусилительного оборудования, харак-
терные уровни звукового давления не
могут быть определены.
И сходны е дан н ы е д л я ответа на
этот вопрос бы ли получен ы Севиа-
ном , Д енисом и В айтом (1931). Эти
с в е д е н и я (с м .т а б л . 1 )п ри зн ан ы н аи -
более точны м и, но, к сож алению , они
даю т представление только о пиковых
зн ач ен и я х акусти ческой м ощ ности,
и зл у ч аем о й сам ы м и гр о м к и м и м у -
зы к ал ь н ы м и и н струм ен там и и си м -
ф оническим оркестром , поэтому дан -
ны е эти с п о м о щ ью ф о р м у л ы (16)
п ри ш лось преобразовать в п иковы е
уровни звукового д авл ен и я (4-я к о -
л о н к а в табл. 1) и затем в м ак си м ал ь-
ны е уровни звукового давл ен и я (5-я
ко ло н ка этой ж е табли ц ы ). Эти рас-
четы сделан ы мною д л я ти п и чн ого
концертного зала объемом 10 000 м3
со стан дартн ы м временем ревербера-
ц и и Т 60= 1 с и д л я с л у ш а т е л ь с к и х
м ест, удал ен н ы х от оркестра больш е
чем н а р а д и у с гу л к о с т и (в н аш ем
прим ере на расстоян и е, больш ее чем
5,7 м). К стати , зн ач ен и я м ак си м ал ь -
ного уровн я звукового д авл ен и я бы -
ли определены в р езу льтате у м ен ь-
ш ен и я со о тветствую щ его п и кового
уровня на величину ALF. Т ак ая воз-
м о ж н о сть следует и з ф о р м у л ы (8).
С ведения о ДЦ бы ли получены мною
в результате одноврем енны х наблю -
дений за п о к азан и ям и квазипиково-
го и н ди като р а и V U -м етра при вос-
п роизведении достаточно больш ого
коли чества записей сим ф онической
и оперной м у зы к и .
Б ы л и получены следую щ ие зн а-
чения ALf:
д л я tu tt i сим ф онического оркест-
ра, а т а к ж е д л я дер евян н ы х духовы х
инструм ентов и певческого голоса —
3 -4 дБ ;
д л я с т р у н н ы х и н с т р у м е н т о в и
tu tti м едны х духовы х — 4 - 5 дБ ;
Таблица 2
Обозначение
Определение
Уровень
Громкость
Вероятность
громкости
обозначений
громкости
в сонах
громкости
в нотах
громкости
в фонах
%
fff
форте фортисимо
(совсем громко)
100
64
2,5
ff
фортиссимо
(очень громко)
90
32
8
f
форте
(громко)
80
16
11
mf
меццо форте
(умеренно громко)
70
8
35
mp
меццо пиано
(умеренно громко)
60
4
22
P
пиано
(тихо)
50
2
11
PP
пианиссимо
(очень тихо)
40
1
8
PPP
пиано пианиссимо
(совсем тихо)
30
0,5
2,5
*
цифры ориентировочные, т. к. зависят от жанра исполняемой музыки
АУДИО МАГАЗИН 2/1996
71
предыдущая страница 72 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн следующая страница 74 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст