МИНІМ
СДЕЛАЙ
САМ
1
1
І
1
1
1
О ВОССТАНОВЛЕНИИ АЛМАЗНЫХ ИГЛ
В ЗВУКОСНИМАТЕЛЯХ
ВНИИРПА им. А. С. Попова
посвящается
Аудиофилы и коллекционеры обы-
чно с содроганием сердца отсчитыва-
ют часы, оставшиеся до окончатель-
ного износа иглы своей головки, осо-
бенно если цена головки перевалива-
ет за 100-200 долларов. Обладатели
„золотых“ ушей замечают износ иг-
лы уже после 300-400 часов ее рабо-
ты, и поэтому обещанные в рекламе
еще 600 часов дополнительно вызы-
вают у них нарастающий износ нерв-
ной системы.
Обычно, прежде чем выбросить
вставку с изношенной иглой (а в слу-
чае МС — головку целиком), вы об-
ращаетесь к умельцу или, правиль-
нее было бы сказать, к „левше“ с ни-
жайшей просьбой поставить новый
„кристалл“. Такие умельцы на Руси
всегда были и есть сейчас, да и за ра-
боту много не возьмут.
И все же я должен вас предупре-
дить: если вы доверили головку „ле-
вше“, возможны следующие вари-
анты.
В случае благоприятного исхода
игла будет поставлена, однако избы-
точное количество клея на кончике
иглодержателя ухудшит звучание
высоких частот настолько, что вам,
скорее всего, придется вернуться к
завалявшейся головке „Корвет“.
Гораздо хуже, если лопаточка иг-
лы с многорадиусной заточкой будет
сориентирована не как надо, то есть
не поперек канавки, а вдоль нее.
Но вероятнее всего, что „левша“
сломает иглодержатель, который у
хороших головок изготовлен из осо-
бо тонкостенной трубки, и вставит
вместо нее кусок стрелки от измери-
тельного прибора.
Становится даже обидно:потратил
большие деньги, но года не прошло,
а головку уже надо выбрасывать. А
ведь, если вдуматься, головка оста-
лась новехонькой, только с алмазно-
го кончика стерлись 5-6 микрон.
Сложившееся положение навело
меня на мысль, что вообще не надо
менять изношенную иглу, ее просто
следует затачивать в иглодержателе.
С этой целью я запасся алмазны-
ми пастами, специальными алмаз-
ными кругами и стал пробовать. В
отличие от лесковского Левши, у ме-
ня есть хороший микроскоп фирмы
„Carl Zeiss“, поэтому я могу контро-
лировать качество заточки игл. Ре-
зультаты моей работы были на вид
неплохи, однако при прослушива-
нии грамзаписей с использованием
заточенных мною игл выявились не-
приятные эффекты. В первую оче-
редь это повышенный шум, а также
скрежет на участках записи с боль-
шой колебательной скоростью. Ска-
жу честно, мне так и не удалось
научиться качественно затачивать
иглы описанным способом. И тут ме-
ня осенило. Я вспомнил сообщения
ряда научных журналов о том, что у
бывших в употреблении бритв, когда
их помещали в центре пирамиды Хе-
опса, восстанавливалась прежняя за-
точка. И хотя подобные утвержде-
ния, как и сведения о пришельцах,
гороскопы и т. п., всегда вызывали
у меня недоверие, однако странные,
часто совершенно необъяснимые яв-
ления, наблюдаемые в области high
end, научили меня не делать скоро-
палительных выводов типа: „Этого
не может быть, потому что не может
быть никогда“. Именно поэтому я
серьезно задумался о возможности
восстанавливать изношенные алмаз-
ные иглы головок звукоснимателей
с помощью пирамиды .
Сперва я решил проверить, согла-
суются ли сообщения о „действии“
пирамиды с основными законами
физики. На первый взгляд, наблю-
даемое явление вступает в противо-
речие со вторым началом термодина-
мики, в соответствии с которым ок-
ружающие нас физические тела и ви-
ды энергии со временем вырождают-
ся, то есть в них происходит нарас-
тание беспорядка, а энергии высоко-
го качества превращаются в тепло.
Это явление в физике и в теории ин-
формации называют нарастанием
энтропии во времени.
Все ли происходящее вокруг нас
подчиняется этому фундаментально-
му физическому принципу? Оказы-
вается, что второе начало термодина-
мики действительно только для изо-
лированных систем, в системах же,
которые обмениваются с внешней
средой (или с другой системой) веще-
ством, энергией и информацией, мо-
гут происходить процессы самоорга-
низации, упорядочивания и т. п. При-
мером такой системы является чело-
веческая цивилизация.
Поскольку у меня накопилось мно-
го вопросов, касающихся рассматри-
ваемого явления, я обратился к из-
вестным ученым Санкт-Петербург-
ского Государственного университе-
та. Первый вопрос, который я им за-
дал, был таким: „Может ли пирами-
да черпать извне (например, из кос-
моса) и затем концентрировать веще-
ство, энергию и информацию, изме-
няя таким образом состояние поме-
щенных в нее материальных объек-
тов в направлении, обратном дейст-
вию второго начала термодинами-
ки?“ „Такая возможность не исклю-
чена, — сказали ученые. — Акаде-
мическая наука теоретически дока-
зала и экспериментально подтверди-
ла существование явлений — таких',
например, как гравитационное сжа-
тие под влиянием собственных сил
тяготения, — для которых характер-
но не увеличение, а уменьшение эн-
тропии со временем“. Хотя беседа с
учеными была очень содержатель-
ной, на чисто практические вопро-
сы: из каких материалов лучше все-
го изготовить пирамиду, какого она
должна быть размера и сколько вре-
мени необходимо для заточки игл, —
вразумительных ответов я не полу-
чил. Пришлось до всего доходить
своим умом. Опущу описание пред-
варительных опытов и достаточно
сложные математические выклад-
ки, связанные с расчетом конструк-
ции пирамиды, и предлагаю само-
делыцикам ее окончательный вари-
ант.
Пирамида имеет в основании ква-
драт со стороной 2 330 мм, высота пи-
рамиды 1 466 мм. На уровне 415 мм
от основания пирамиды выполнен го-
ризонтальный тоннель сечением
80 х 80 мм, идущий от одной из граней
и достигающий вертикальной оси пи-
рамиды. В центре пирамиды обору-
дована камера размером 100 х 100
х 100 мм, которая выкрашена изнут-
ри зеленой краской. В качестве ма-
териала для строительства пирами-
ды выбран красный обожженный
кирпич. На изготовление пирамиды
у меня ушло 1 260 кирпичей. Их ук-
58
АУДИО МАГАЗИН 2/1996
предыдущая страница 59 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн следующая страница 61 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст