1
1
I
I
I
I
МУЗЫКА
'
-1 —
1 -
водимых частот (объективный крите-
рий). Когда Вы слушаете авторскую
песню и рок-музыку, Ваша аппа-
ратура не обязана жестко соответст-
вовать этим критериям. Но при пере-
даче полноценного звучания симфо-
нического или джазового оркестров,
хора соответствие ее названным кри-
териям — непременное требование.
При испытании аппаратуры на со-
ответствие критерию „тональный ба-
ланс“ обычно проверяется сходство
специфических красок звучания ор-
кестровых произведений Бетховена
или Брамса тому, что хранит ваша
память об услышанном в „живом“
исполнении.
4.
Дополнительно к перечислен-
ным выразительным средствам му-
зыки я бы добавил характер звуко-
извлечения. Для слушателя харак-
тер звукоизвлечения — это прежде
всего выражение индивидуальности
звучания музыкального инструмен-
та, иными словами, его узнавае-
мость. В формировании этого ощу-
щения решающую роль имеют про-
цессы установления звука. Напри-
мер, если запись игры на рояле вос-
произвести в обратном направлении,
то Вы не сразу догадаетесь, что слу-
шаете именно рояль. Индивидуаль-
ность каждого из музыкальных ин-
струментов, контрастность их звуча-
ния (например, скрипки и рояля)
создают ощущение одухотворенно-
сти музыки. Даже при больших ис-
кажениях спектра музыкального
звука характер звукоизвлечения да-
ет слушателю возможность узнать и
практически полностью реконструи-
ровать в сознании истинное звучание
инструмента. Например, звук щип-
кового контрабаса(даже если поло-
са частот громкоговорителя ограни-
чена ниже 100 Гц) при правильной
передаче процессов установления
воспринимается слушателями неис-
каженным. При отсутствии ярких
красок в звучании (например, в ка-
мерной музыке) точная передача ха-
рактера звукоизвлечения вообще са-
мое главное.
Если сравнить музыкальные жан-
ры в отношении того, насколько
важна для них передача характера
звукоизвлечения, на первое место я
бы поставил джаз, затем классиче-
скую музыку и только потом — рок-
и поп-музыку.
Качество передачи характера зву-
коизвлечения оценивают по крите-
риям „детальность“ и „натураль-
ность“.
Для тестирования аппаратуры
под этим углом зрения я бы предло-
жил использовать певческий голос и
речь, а также звучание натуральных
(не адаптеризованных) инструмен-
тов, таких как рояль, гитара, кон-
трабас (щипковый), труба концерт-
ная и тромбон.
5.
Динамика как средство выра-
жения смены настроения по мере
развития музыкальной мысли мо-
жет проявляться различным обра-
зом. Это в первую очередь изменение
громкости (громкостная динамика)
и скорость, с которой эти изменения
происходят. При передаче музыки
через аудиоаппаратуру, оказывает-
ся, хорошо слышно даже небольшое
несоответствие „шагов“ громкости
тому, что ожидается слушателями1.
В
отношении
использования
громкостной динамики музыкаль-
ные жанры очень отличаются друг
от друга. Это можно проиллюстриро-
вать количеством используемых
композиторами шагов громкости и
диапазоном между самым громким
и самым тихим звуками:
Симфоническая и
оперная музыка
7 шагов (70 дБ)
Джазовая музыка
6 шагов (60 дБ)
Рок-музыка
4 шага (40 дБ)
Поп-музыка
3 шага (30 дБ)
Ограниченный динамический
диапазон поп- и рок-музыки объяс-
няется тем, что в рамках одной ком-
позиции редко наблюдается замет-
ная смена настроения. Профессиона-
лы в области звукозаписи хорошо
знают, что произведения упомяну-
тых жанров записывают и исполня-
ют на концерте почти всегда с допол-
нительным
компрессированием
громкостной динамики. Скорость
изменения громкости (кроме тех
случаев, когда композитор ее созна-
тельно ограничивает) определяется
музыкантами-исполнителями и соз-
дает эмоциональную заряженность
музыки. Лидирует здесь классиче-
ская музыка, а также джаз.
Критерии оценки — „динамика“
и „энергичность“.
Для тестирования аппаратуры по
этим критериям я бы советовал ис-
пользовать записи музыкантов высо-
кого класса, например симфониче-
ского оркестра под управлением
А. Тосканини, джазового оркестра
под управлением Д. Эллингтона или
К. Бейси, а также записи фортепьян-
ной музыки в исполнении В. Горови-
ца.
©
А. Лихницкий 1
1
Один обозначенный в нотах шаг соответ-
ствует удвоению громкости.
E R R A T A
Боюсь, некоторые читатели ре-
шат, что первоапрельские мотивы
преждевременно просочились в
мои статьи, опубликованные в
„АМ“ №
1 (6) 1996. К сожалению,
это всего лишь неточности и опе-
чатки, которые удалось обнару-
жить только теперь, благодаря ве-
сеннему освещению:
с. 44, средняя колонка, третий
абзац: вместо „2-3% /град“ долж-
но быть „0,2-0,3%/град“;
с. 47, левая колонка, первый аб-
зац: после слов “нелинейная элек-
тротепловая отрицательная“ про-
пущены слова „или положитель-
ная“, а после слов „(ниже частоты
150 Гц) уменьшение“ пропущено
слово „(увеличение)“;
с. 54, левая колонка, первый аб-
зац: вместо U „
должно быть
и 2ш
.1Х
. На той же странице в фор-
муле определения мощности вме-
сто U0
должно быть Ua(), а вместо
i
должно быть i
;
в тих
и тш
с. 55, левая колонка, вторая стро-
ка снизу: вместо слова „выходной“
должно быть слово „силовой“.
Дополнение к статье о передел-
ке „Прибоя“
На основе типовых анодных ха-
рактеристик лампы 6РЗС-1 (в ре-
жиме тетрода) удалось определить
среднее значение выходного сопро-
тивления этой лампы в триодном
включении в режиме покоя, задан-
ном в схеме усилителя. Это сопро-
тивление R0
равно 350 Ом. Реаль-
ные же значения Rj0, и в том числе
i>0
, могут иметь разброс, достигаю-
щий, как оказалось, ±37%. Учи-
тывая это, я бы рекомендовал из
пяти имеющихся в вашем распоря-
жении ламп 6РЗС-1 выбрать две
пары, анодные токи которых име-
ют минимальные различия. Эти
токи могут быть измерены непо-
средственно в переделанном вами
усилителе амперметром постоян-
ного тока, включенным последова-
тельно с первичной обмоткой соот-
ветствующего плеча выходного
трансформатора.
А. Лихницкий
С огорчением сообщаю, что в
технические характеристики АС
„Rogers LS3/5a“ („AM“ №
1(6) 96,
с. 15) вкралась опечатка. Уровень
характеристической чувствитель-
ности ,,LS3/5a“ составляет 82,5 дБ,
а не 87.
С. Таранов
АУДИО МАГАЗИН 2/1996
55
предыдущая страница 56 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн следующая страница 58 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст