Д О Л Ж Н А Л И А У Д И О А П П А Р А Т У Р А
Б Ы Т Ь ВСЕЯДН О Й ?
От редакции
В разделе „Почта“ целиком приведе-
но письмо нашего читателя О. Попади
на из Молдовы. Нижеприведенный
фрагмент письма побудил А. Лихниц-
кого взяться за перо:
...
Личная просьба к А. Лихницкому.
В результатах тестирования аппара-
туры указывается, какой жанр музы-
ки
поп-, рок- или классическая
бо-
лее предпочтителен для прослушива-
ния на данном аппарате. Хотелось бы
понять это разделение с музыкальной
точки зрения: чем так различаются
эти жанры, что для их правильного вос-
произведения требуется разная аппа-
ратура?"
Важность затронутой здесь пробле-
мы заставила редакцию опубликовать
ответ Анатолия Марковича Лихниц-
кого отдельно.
Хочу поблагодарить автора пись-
ма за замечательный вопрос. Этот во-
прос мне так понравился, что я не по-
жалел времени и решил дать на него
максимально подробный ответ. Что-
бы не повторять определений, я ис-
пользовал понятия и терминологию,
предложенные мною в „АМ“ №
2 (3)
95, с. 43-45 и №
3 (4) 95, с.66-71.
Если признать, что в музыке ис-
пользуются вполне определенные
выразительные средства и что для
каждого жанра они могут находить-
ся в том или ином соотношении, то
можно, определив в результате экс-
пертизы способность конкретного
аппарата „передавать“ каждое из вы-
разительных средств отдельно, со-
ставить обоснованное мнение о том,
насколько пригоден аппарат для вос-
произведения любимого вами музы-
кального жанра.
Прежде всего, я бы не стал обра-
щать чрезмерное внимание на то, на-
сколько качественно передает аудио-
аппаратура стереокартину (я имею в
виду пространственное впечатление
и стереофоническое разрешение), а
сосредоточился бы только на выра-
зительных средствах самой музыки,
от качества передачи которых преж-
де всего зависит полнота музыкаль-
ных впечатлений слушателя. А сред-
ства эти, с моей точки зрения, сле-
дующие.
1.
Интеллектуальные вырази-
тельные средства.
Это то, что музыканты называют
гармонической и ритмической орга-
низацией музыки.
Гармоническую организацию раз-
деляют на вертикальную, то есть од-
новременное звучание разновысо-
ких звуков(аккордику), и горизон-
тальную, то есть последовательное
звучание этих аккордов. Ритмиче-
ской организацией называется такое
распределение звуков во времени,
при котором интервалы времени ме-
жду моментами возникновения этих
звуков кратны заданному интерва-
лу времени.
Чем сложнее гармоническая и рит-
мическая организация музыкально-
го произведения, тем труднее она вос-
принимается, особенно нетрениро-
ванным слушателем. И, кстати, тем
хуже она передается аудиоаппарату-
рой. Прослушивание симфонической
музыки с помощью посредственной
аудиоаппаратуры можно сравнивать
с рассматриванием картины через
плохо подобранные очки. Если на
картине нет мелких деталей, то все
вроде бы ничего, однако если она вы-
полнена в филигранной технике, оч-
ки начнут вызывать у Вас раздраже-
ние. Так же и с аудиоаппаратурой.
Утрата деталей, спутанность звуков,
следующих друг за другом и звуча-
щих одновременно, затрудняет пони-
мание того, что заложил в музыкаль-
ное произведение композитор.
Для оценки способности аудиоап-
паратуры передавать гармониче-
скую и ритмическую организацию
музыки используют критерий „яс-
ность“. Так как рок- и поп-музыка
имеют относительно простую гармо-
ническую и ритмическую организа-
цию, соответствие аудиоаппаратуры
этому критерию в данном случае не
так уж важно. Тем же, кто предпо-
читает слушать симфоническую или
джазовую музыку, я бы посоветовал
обязательно проверить выбранный
аппарат на соответствие критерию
„ясность“ , используя при прослуши-
вании сложные симфонические про-
изведения Шуберта, Брамса, Мале-
ра и т. п.
2.
Интонационное богатство му-
зыки (эмоциональные средства вы-
ражения).
Чем одареннее исполнитель, тем в
большей степени обогащает он музы-
кальное произведение интонаци-
ей — вне зависимости от жанра. На-
пример, интонационная вырази-
тельность голоса джазовой певицы
Б. Холидей (с очень ограниченным
диапазоном), на мой взгляд, богаче,
чем у отвечающего мировым стан-
дартам голоса оперной певицы Е. Об-
разцовой. При игре на музыкальных
инструментах интонационная выра-
зительность оказывается ограничен-
ной механикой звукоизвлечения.
Наиболее послушными в смысле пе-
редачи интонации являются челове-
ческий голос, скрипка, альт, виолон-
чель, а наименее послушными —
ударные инструменты и, конечно,
средства электронного синтезирова-
ния звучания. Критериями оценки
того, насколько хорошо доносит
аудиоаппаратура интонационное бо-
гатство, являются ясность интона-
ционного рисунка и вовлеченность
слушателя.
Передача интонации важна для
любого жанра музыки. Для провер-
ки аппаратуры на соответствие этим
критериям я бы посоветовал исполь-
зовать хорошие записи выдающих-
ся исполнителей разных жанров, на-
пример певцов М. Каллас, Э. Фитцд-
жеральд, Э. Пиаф, Ф. Шаляпина, Э.
Карузо, Н. Печковского, а также
скрипачей Я. Хейфеца, И. Менухи- х
на и др.
3.
Тембральное богатство (музы-
кальные краски).
Этот аспект выразительности так-
же не связан с каким-либо одним
жанром музыки. Тончайшие оттен-
ки тембра можно услышать в симфо-
нических произведениях Римского-
Корсакова, в джазовых композици-
ях Д. Эллингтона, в сонорных про-
изведениях С. Губайдулиной и даже
в некоторых образцах электронной
музыки.
Чем больше задействовано раз-
ных музыкальных инструментов и
чем интереснее выполнена оркест-
ровка музыкального произведения,
тем богаче и тоньше по колориту его
звучание и одновременно тем замет-
нее недостатки аудиоаппаратуры,
когда ей не по силам передать тем-
бральное богатство музыкального
произведения.
То, насколько точно отражает
аудиоаппаратура красочность звуча-
ния музыки, лучше всего оценивать
по тональному балансу (субъектив-
ный критерий) и диапазону воспроиз-
54
АУДИО МАГАЗИН 2/1996
предыдущая страница 55 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн следующая страница 57 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст