1
.
1
1
41 1
II II
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
тается корректировать тембр с уче-
том положения кажущегося источни-
ка звука. О ценка спектра и бинау-
ральной разности дает противоречи-
вые ответы о направлении: такого со-
четания нет в слуховой памяти. Это
противоречие слух разреш ает про-
стейшим способом: раз нет простран-
ственной фильтрации, значит, звук
пришел не из внешнего пространст-
ва. То есть источник этого звука рас-
положен внутри головы(точно как на
приеме у стоматолога). И все стано-
вится на свои места.
Лукерья. Значит, мало того, что хор
имени П ятницкого расположится в
моей голове, он еще и фальш ивить
будет?
М. А. Ф альш ивить не будет.
Но
тембр звучания м ож ет изм еняться
при перемещ ении каж у щ и х ся ис-
точников звука.
Лукерья. И так, звук теперь идет
изнутри головы, источник его где-то
около продолговатого мозга. М ихаил
Антонович, а ты что головой все вре-
мя крутиш ь?
М. А. Ну вот, собачка заметила. И я
кручу, и ты сама не статуя.
К. К. Обобщаю: все мы головами
крутим (или качаем ). В естибуляр-
ный аппарат при этом докладывает об
угле между осью симметрии головы
и вектором напряженности гравита-
ционного поля Земли.
Луша. Эка загнул. У камбалы , на-
пример, голова несимметричная, ей
даже приходится плавать боком3. Но
вкусная, черт возьми!
М. А. Слух тоже докладывает — о
положении головы относительно ис-
точников звука. Теперь представьте
себе, что вы в невесомости. Вращай
головой, не вращ ай — меняется толь-
ко одно сообщение (об источниках).
К. К. И в случае с науш никами то-
же только одно — о векторе напря-
женности.
М. А. Итог в обоих случаях для мно-
гих оказывается плачевным: голово-
кружение, морская болезнь.
..
К. К. .
..Слабость, вялость, утомляе-
мость, патологическое отвращ ение к
труду. Знакомо, только не знал, что
все это от науш ников.
М. А. Увы, коллеги, и это еще не
все. Обещанный в паспорте частотный
диапазон науш ников ш ирок: от 20
или даж е от 10 Гц. Колонкам такое и
не снилось. Но в момент басового tu tti
не задрожит пол под вами и внутрен-
' Ихтиологическая ошибка: на самом
деле плавает боком, поэтому и голова
несимметричная. —
П р и м , кам ба лы .
накладка
ние органы не начнут ласково приж и-
м аться к позвоночнику. А ведь мы
привы кли низкие частоты восприни-
мать не только уш ами.
Луш а. Ушами это не понять.
..
М. А. П равда, ходят упорные слу-
хи о разработке басового канала для
головных телефонов с прямы м при-
водом к телу.
Л укерья. Вот и я про то же: давно к
делу пора приступать, а то, как все-
гда, бумага закончится раньш е, чем
иссякнет красноречие М. А.
К. К. На сегодня приготовлены че-
тыре пары электродинамических на-
уш ников, по замыслу — традицион-
ных: немалогабаритные, закры ты е,
однополосные. Все в своем роде пре-
тендуют на принадлеж ность к hi-fi.
Луш а. В своем роде или в своем на-
роде? Я про „ТДС-5М“ .
К. К. Технические характеристи-
ки, как всегда, в таблице и без ком -
ментариев.
М. А. А вот померить что-либо ока-
ж ется совсем не просто, ведь для из-
мерений нуж на голова.
К. К. А в чем, собственно, проблема?
Я всегда готов предоставить свою.
(Надевает „Sennheiser" на голову.)
Луш а. А ты , Костик, уверен, что у
тебя в голове найдется место ещ е и
для микрофона?
М. А. Судя по его реш ительности,
найдется и для двух, чтобы стерео.
..
К. К. П огорячился, однако.
Луш а. Голову придется ам пу.
.. ой,
им итировать. Х удож ественное н а-
следие донесло до нас немало приме-
ров. В „Руслане и Л ю дм иле“ был,
помнится, неплохой экзем пляр, про-
фессор Доуэль мог бы поучаствовать
в эксперименте, да и честолюбец из
„Красного и черного“ тож е.
..
М. А. Уймись, Л уш а, литературная
ты душ а. Н ем ецкая ф ирм енная ис-
кусственная голова для ак у сти ч е-
ских измерений стоит.
..
(задумыва-
ется)
э-э.
..
Л уш а
(шепотом, осторожно).
Ну?.
.
М. А. Так или иначе, у нас ее нет, а
суть имитатора представлена на ри-
сунке. Регистрируется звуковое дав-
ление на входе слухового прохода. Мы
отклонились от стандартной методи-
ки ещ е в одном: учли при измерени-
ях прилегание телефона к уху. П ри-
ж меш ь — подрастет там и просядет
сям.
К. К. А впрочем, все зависит от то-
го, где, что и к ак сидит. Есть такие
маленькие вставные науш нички. Так
вот, многие лю бят всунуть их поглуб-
ж е, до самого этого, к ак его.
..
Луш а. Продолговатого мозга?
М. А. Как бы то ни было, смотрите
сами. „Koss", например, нормально
работают, если не приж им ать их к
голове — иначе появляется „горб“ на
низких частотах. Но я отвлекся.
Коэффициент гармоник.
М алые
и ск аж ен и я на н и зки х частотах у
„ТДС-5М“ и большие — на высоких
наводят на мысль о конструктивны х
недоработках или неисправности.
Полезно, кстати, было бы измерить
и показать ещ е и зависимость иска-
жений от уровня, но больно хлопотно
и не очень интересно. Н иже 80 дБ ис-
каж ения малы и комплекс измеряет
в основном ш умы неизвестного про-
исхож дения, а после 105 дБ науш ни-
ки просят пощ ады , сначала „Koss
P o rta P ro 2000“ , потом „ТДС-5М“ и
„Sony MDR-CD250“. А вот „Sennheiser
H D -580“ готовы увеличивать гром-
кость хоть до 110 дБ и сотрясать уш -
ную раковину и то, что под ней нахо-
дится.
К. К. Кстати, можно провести пока-
зательный опыт. Снимаем наушники
и устанавливаем комфортный уровень
звучания колонок („Goran Bregovic.
A rizona Dream “). Стрелка показывает
40-45 Вт на канал в пике. Теперь на-
деваем головные телефоны и слуша-
ем. Кстати, постепенно — полубессоз-
нательно — повышаем громкость.
М. А.
(Пишет на листке бумаги и
показывает К. К.)
„Вы не кричите
так, мы все прекрасно слы ш им“.
К. К. Когда мы опять их снимем,
40 Вт на канал будут звучать будто
через ватную подушку.
М. А. Ф акт налицо: некоторых лю -
дей науш ники склоняю т к повыш ен-
ным децибелам.
Собачка. Согласна. Едешь в метро
— каж ды й третий в науш никах, и у
каж дого пятого лицо децибельное. А
снимут — снова нормальное.
М. А. П родолжим. Замечу, что ес-
ли все домашнее hi-fi стоит в углу и
куш ать не просит, то науш ники.
..
АУДИО МАГАЗИН 2/1996
45
предыдущая страница 46 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн следующая страница 48 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст