Название модели
Ковв
РоїЧа Рго 2000
веппЬе^вег
НО-580
Бопу
МШ1-СО250
ТДС-5М
Цена
$100
$260
$50
$15
Полоса частот,
Гц
10-25000
16-30 000
20-20 000
20-20000
Неравномерность,
д Б
-3
Чувствительность,
д Б / м В т
101
97
98
Нелинейные искажения, %
менее 0,1
менее 0,1
менее 0,1
Максимальная мощность,
В т
0.2
0.5
1
Сопротивление,
Ом
32
300
24
100
Масса,
г
85
260
200
230
Кабель,
м
1,87
3
3
2
К. К. Второй уж год мы трудимся,
коллега, бумаги финской бездну из-
вели — а до головных телефонов (да-
лее наушников, с разрешения главно-
го редактора) добрались только теперь!
Ужель предмет сей столь далек от те-
мы, любимой нами.
.. Короче, принад-
лежат науш ники к семейству аппара-
туры высокой верности или нет?
М.
А. Это, К. К ., с какой стороны
посмотреть. Вот вы только что оторва-
лись от просмотра кассеты на своем
видеомагнитофоне и, как я виж у, ос-
тались довольны. А представьте, что
вам все это покаж ут наяву, — будет
лучше или хуже?
С. Луша. Я краснею.
М. А. А если в театре? Или по ра-
дио? Или опиш ут в газете?
Луша. Чуеш ь, Костик, к чему кол-
лега клонит? Реальность — только в
зале, все остальное — условность, ко-
пия. Что бы ни содержалось в „хай-
фай“-усилителе с „хай-ф ай“-колон-
ками, это все равно условность. Но
она может быть очень близкой к ре-
альности, а вот с науш никами и со-
мнений нет, что тебя надувают, и вы-
бросить ж аль. Вроде искусственной
долгоиграющей косточки.
К. К. Круто она их.
..
М. А. А что вы думали, коллега? Ес-
ли к вашим ушам пристраивают к а-
кие-то протезы, то разговор о верно-
сти, о естественности звука становит-
ся беспредметным.
К. К. А мне нравится.
М. А. И не только вам. Уж очень час-
то бывает, когда:
а) вы хотите слуш ать, но не хотят
другие,
б) другие хотят, но вы не даете,
в) вы хотите не только ехать, но и
слуш ать, а колонки („С егм чп-У ^а
УвЛбО“, например) не влезают в мет-
рополитен,
г) вы хотите условности,
д) вы хотите погромче — такой гром-
кости, при которой колонки уже ста-
новятся оруж ием , а науш ники все
ещ е остаются игрой (для окруж аю -
щ их, естественно).
Продолжать?
К. К. К аж ется, я понял: наверное,
сидеть хомутом на голове — это не
единственное свойство науш ников.
М. А. О да, конечно! Есть еще и вос-
приятие звуковы х сигналов. Попро-
буем (только теоретически) расчле-
нить на составляющ ие слож ный про-
цесс последовательных преобразова-
ний звуковы х сигналов при их вос-
приятии. Голова с уш ными ракови-
нами — это акустический ф ильтр.
Причем звуки, приходящие спереди
и сзади, фильтруются по-разному. И
хотя бинауральная разность1
дня фрон-
тальных и тыловых сигналов одинако-
ва, благодаря пространственной фильт-
рации мы можем определить, откуда
собака лает и куда, соответственно, бе-
жать.
Луш а
(з а г и б а е т п а л е ц ).
Р-раз!
М. А. Сначала оценивается бинау-
ральная разность, а по ней узнается
направление на источник звука —
азим ут локализации. О ценка спек-
тра (сравнение с моделями в слухо-
вой пам яти) сообщает, впереди
ис-
точник или сзади.
Луш а. Два!
М. А. Локализовав источник звука,
слух (как совокупность уш ей, кан а-
лов, перепонок, улиток и мозгов1
2 вво-
дит необходимые поправки на про-
странственную фильтрацию . Поэто-
му при перемещ ении в пространстве
источника звука
т е м б р
сохраняется,
несмотря на то что
с п е к т р
сигнала в
слуховых проходах меняется.
Л уш а. Три!
М. А. Что ж е получается в науш ни-
ках? Звук попадает прямо в слуховой
проход, избеж ав фильтрации на го-
лове и на ушной раковине, а слух пы-
1
Различие характеристик сигналов,
поступающих в левое и правое ухо.
2 См. „АМ“ № 4 (5) 1995, с. 62. —
П рим ,
ред.
44
АУДИО МАГАЗИН 2/1996
предыдущая страница 45 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн следующая страница 47 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст