ГГТГ'ПТ
: ВЫСТАВКИ
чани»
„живое" исполнение. Но нему
можно оценивать как отдельный ком-
понент, так н весь тракт, начиная от сту-
дии записи музыки и заканчивая аку-
стическими системами и комнатой про-
слушивания.
„Cabasse“ давно проводит подобно-
го рода сравнения. В 1969 году на вы-
ставке в Дюссельдорфе мы провели
первую открытую демонстрацию, когда
пьесу для октета исполняли четыре му-
зыканта, а остальные партии воспро-
изодились через две активные АС „Са-
basse“. С тех пор мы устраиваем такие
сравнения регулярно.
Этот метод излагается легко, но осу-
ществляется непросто. Запись произ-
водится двумя ненаправленными мик-
рофонами в конфигурации А/В. При
воспроизведении акустические систе-
мы устанавливаются туда же, где были
микрофоны, музыканты возвращаются
на сцену и делают вид, что играют. Бо-
лее того, время от времени АС выклю-
чаются и музыка играется „вживую“.
Сейчас мы используем тракт при-
мерно такого состава: ненаправленные
микрофоны, сигнал с которых снима-
ется непосредственно в DAT-магнито-
фои, специальный предварительный
усилитель, позволяющий регулировать
уровень выхода с точностью до 0,1 дБ,
усилители и АС „Cabasse“.
Подобная демонстрация должна со-
стояться в марте этого года на выстав-
ке в Париже. Уже в третий раз публика
сможет сравнить живое звучание со
звучанием пятиканальной системы
воспроизведения.
Помимо абсолютного эталона мы
используем и другие. Мы тесно сотруд-
ничаем со студиями записи музыки и
делаем студийные мониторы. Напри-
мер, „Goelette MC“, студийный мони-
тор ближнего ноля, —
наша недавняя
разработка для французских теле- и ра-
диокомпаний. Точно такая же модель
выпускается и для домашнего hi-fi. Мы
работаем со многими звукорежиссера-
ми, записывающими самую разную му-
зыку н применяющими самые разнооб-
разные технические средства записи.
„Цифра“ —
„аналог“
В наших прослушиваниях аналого-
вые источники сигнала уже не приме-
няются. Причем мы отказапись от „ана-
лога“ довольно давно
с тех пор как
получили профессиональный япон-
ский цифровой магнитофон с И КМ
(импульсно-кодовой модуляцией). Во-
обще говоря, аналоговые мастер-ленты
ни в чем не уступают цифровым
при
условии, что вы подстраиваете анало-
говый магнитофон ежечасно!
Бывают случаи, когда аналоговые
„мастера“ превосходят цифровые —
ес-
ли используемая при записи техника
ориентирована на свойства именно это-
го источника сигнала.
Превосходство „цифры“, конечно,
не означает, что лучшие аналоговые
системы уступают плохоньким цифро-
вым источникам и плохим цифровым
записям.
„Слепое“ тестирование
Я бы сказал, что опираться на ре-
зультаты „слепого“ тестирования мож-
но только в случае сравнения разных
трактов целиком. Если же вы, напри-
мер, сравниваете несколько АС, под-
ключенных к одному и тому же усили-
телю и проигрывателю компакт-дис-
ков, то откуда взяться уверенности, что
источник сигнала, усилитель и соеди-
нительные кабели позволяют выявить
истинный характер звучания каждой
нары АС? По-моему, такое тестирова-
ние позволяет лишь определить, какой
компонент из ограниченного набора
вам больше нравится.
У себя на заводе мы проводим „сле-
пое" тестирование собственных изде-
лий. Так как наши АС обладают родст-
венным характером звука и мы опира-
емся на абсолютный эталон, то влия-
нием остальных компонентов можно
пренебречь. Даже в этом случае мы вы-
являем не абсолютные характеристики,
а только относительные различия.
„Слепое“ тестирование может при-
вести к полной путанице, так как экс-
перт пытается угадать, какие именно
АС подключены, и нередко забывает
проанализировать звучание каждой ис-
пытываемой модели в целом.
„Национальные“ особенности
звучания
Безусловно верно, что, например,
немецкий оркестр звучит не так, как
японский или английский. Должно
ли это означать, что АС, выпускае-
мые для разных стран, должны зву-
чать по-разному? Что мы должны де-
лать для японцев АС, звучащие по-
японски, а для англичан —
АС с бри-
танским акцентом? Я с этим ни в ко-
ем случае не согласен!
Если вам нравится музыка с японски-
ми опенками, покупайте записи япон-
ских оркестров, не покупайте Караяна.
Однако, если бы на вашей аудиосисте-
ме оркестр Караяна звучал „по-япон-
ски“, как бы на ней зазвучал японский
оркестр? Наверное, не по-японски!
Идеология „Cabasse“ не допускает
никаких поправок на „уши“ тех стран,
куда экспортируются наши АС.
Тем не менее мы внимательно при-
слушиваемся к отзывам отовсюду, изу-
чаем их н рады воспользоваться сове-
тами, если звук АС при этом прибли-
жается к „живой“ музыке. И не следует
забы-вать, что любые АС не существу-
ют сами по себе, они суть неизбежный
компромисс с помещением прослуши-
вания!
Если же иметь в виду не музыку, а
только аппаратуру hi-fi, то можно ска-
зать, что бывают различные „почерки“
звучания. Причем они никак не связа-
ны с истинными предпочтениями слу-
шателей. а скорее, диктуются стремле-
нием некоторых изготовителей навя-
зать потребителю свое представление
о том, каким должен быть звук.
В hi-fi хватает религий и проповед-
ников. Мы не имеем ничего против
плюрализма мнений —
если они не от-
вергают абсолютный эталон.
При всем разнообразии подходов
видно, что производители и звукоре-
жиссеры все больше и больше внима-
ния обращают на звучание натураль-
ных инструментов. Бее же будьте осто-
рожны. если вы решили составить сис-
тему из компонентов, принадлежащих
к разным „религиям“.
Какие записи мы предпочитаем
Для оценки качества звучания мы
стараемся брать те записи, в которых
сохраняется абсолютная фаза сигнала,
то есть записи по системе A/В с нена-
правленными микрофонами, разнесен-
ными друг от друга на 2,8-3,5 м.
Вы правильно заметили, что „уло-
вить" звучание большого симфониче-
ского оркестра при помощи микрофон-
ной пары довольно сложно —
скажем,
из-за того, что при удалении микрофо-
нов от оркестра получается плохое от-
ношение „сигнал/шум“, из-за того, что
трудно добиться баланса между ниж-
ними п средними частотами.
Благодаря „Dolby АС-3“ и MPEG
мы теперь можем записывать пятью
микрофонами и сохранять при воспро-
изведении пятью АС фазу сигнала.
Так или иначе, но двухмикрофон-
ные записи, например кое-что из ка-
талога „Denon“, вполне заслуживают
уважения.
2 4
АУДИО МАГАЗИН 2/1996
предыдущая страница 25 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн следующая страница 27 АудиоМагазин 1996 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст