4 4 .
ПОЧТА
Попытаюсь ответить па некоторые из На-
ших вопросов. Спичам
о формуле для опреде-
ления допустимой пит
licit граничной частоты
звуковоспроизведения в определенном помеще-
нии. Поскольку воздух - упругая среда, обладаю-
щая массой, то под действием жука в ограни-
ченном пространстве возникают резонанаше
явления. Еще в античную эпоху умели опреде-
лять и учитывать резонансы помещений. Вы-
шеупомянутая формула получила широкое при -
менение (в основном ж рубежом) с началом рас -
пространения в быту автономных акустиче-
ских систем, то есть с началом эры ^хай-фай
",
в конце 50-х годов. В любом нашем учебнике по
акустике мож но найти формулу для определе-
ния собственных резонансов помещений про-
стой формы (параллелепипеда):
1 (
«1N
\ + ( п>'
)2-*-
(
ла У
\
b
>
'
'ПГ г •
где
I -
длина комнаты,
Ь —
ширина комна-
ты,
Ь —
высота комнаты,
о —
скорость звука
(340 м/с).
Пі.
2
, :і "
I. так как мы учитываем самый пер-
вый. наиболее мешающий резонанс.
Формула, найденная Вами в ,.ЛМ“.\і> 3 (4)95
и вызвавшая Ваше недоумение, более проста и
универсальна, так как позволяет оценить
/
кто-
нансы помещений более сложной формы, напри-
мер с непараллельными стенами и т. п. По су-
ществу, она получена из вышеприведенной с уче-
том излучения звукаизризныхточек простран-
ства. например стереопары АС. Если Вы опре-
делите резонанс по этой краткой формуле и
сравните с вычисленным по приведенной выше,
строго классической, то получите весьма близ-
кие результаты (отличия не превысят 5%).
Воспроизводимая нижняя граничная часто-
та акустической системы не должна заходить
в область резонанса комнаты. Несоблюдение
этого условия вызывает два серьезных дефек-
та звуковосприятия, весьма ощутимых на слух:
1. звуковой тон резко увеличивается по ам-
плитуде и затягивается во времени, то есть
возникает маскирующая помеха, заглушающая
на какое-то время звучание іжтальных инстру-
ментов. Если бас вблизи частот резонанса час-
то повторяется, то помеха может оказаться
непрерывной и „закрыть" всю музыкальную
фактуру:
2. если исполняются басовые пассаж и (Ьалло
ахПпаи>, буги-вуги. рок), то ноты, близкие по вы-
соте к резонансу комнаты, будут внезапно „вы-
рывавши “ из общей звуковой ткани по уровню
(громкости) и, удлиняясь, сливаться с последую-
щими. Ломаются ритмическая структура, ком-
птиция, пропадает даром мастерство исполни-
теля. С этим, побитслю:музыки трудію смирить-
ся, да и танцевать пгя) такой звук неудобно
из-за внезапных неуместных и назойливых ак-
центов. Эффект назойливого баси выражен зна-
чительно меньше. если АС установлены парал-
лельно длинной стене па расстоянии 1 м от нее.
подальше от углов, и приподняты чад полом не
менее чем на 0.5 м. Подставки пш> колонки долж-
ны быть „прозрачными"для звука, т. е. стоять
на ножках (см. „АМ"
Л»
1 (1) 94. с. 32).
Да те, Вы спрашиваете о емкости АС приме-
нительно к Вашему усилителю. Усилитель „Кор-
вет-068" спроектирован и испытан по между-
народным нормам на комплексную нагрузку, в
том числе на емкость до 2 мкФ, большинство
же советских усилителей проектировалось и
проверялось на чисто резистивную нагрузку.
Почти все акустические системы имеют вход-
ные реактивности емкостного и индуктивного
характера. У некоторых усилителей это может
вызвать повышение нелинейных искажений,
из-
менение частотной характеристикии даже по-
терю устойчивости вплоть до подвозбуждения.
Результатом может стать весьма различный
характер звучания - при одних и тех же АС
разных моделей усилителей с практически оди -
паковыми паспортными данными. К сожалению,
в домашних условиях, не имея соответствую-
щих измерительных приборов, определить реак-
тивность входного сопротивления (импеданса
по фазе) затруднительно. Расчет входной ре-
активности по схеме фильтра требует знания
теории электрических цепей.
Вообще подробнее о технических характери-
стиках АС см.: „АуОио Магазин" № 1 (2) 95, с.
61. а также № 1 (1) 94, с. 8,32.
Теперь относительно подключения проигры-
вателя ,Арктур-006" к усилителю. Нужно тщ а-
тельно подобрать точки заземлений корпуса
проигрывателя и усилителя. Отделить землю
„корпусную" от зелии сигнальной (провода ну-
. и'вого потенциала),не использовать экран в ка -
честве провода сигнального пуля. Сделать сви-
тую пиру для каждого канала, поместить в эк-
ран. заземленный с одной стороны (проигрыва-
теля или усилителя).
Что касается наушников, то в гнездо усили-
теля, предназначенное для их включения, как
правят, безопасно включать любые динамиче-
ские наушники. Просто может не хватать гром -
кости (и качества звука) при слишком большом
рассогласовании ямпедансов, особенно eatu в уси-
лителе сигнал снимается не с выхода через де-
литель, а со специального телефонного усилите-
ля. Если у Вас низкоомные наушники типа „ТДС-
8“или „ТДС-15", то яхможно подключить к вы-
ходу усилителя ()ля акустической системы че-
рез резистивные делители (см. рис.). Электро-
статические наушники требуют высокого зву-
кового и поляризующего напряжения (иногда по-
ляризация формируется из напряжения звуко-
вого сигнала). Обычно электростатические на-
R1 1 5-30 Ом
О----------- 1
I— г-------------------------О
К выходу
R2
к головным
усилителя
7 -1 5 Ом
телефонам
О------------------------Ü ------------------------О
Р и с .1 . Д е л и т е л ь д л я г о л о в н ы х т е л е ф о -
н ов (о д и н к а н а л )
ушники снабжаются специальными промежу-
точными блоками-приставками.
И, наконец, насчет того, можно ли
и как
подключить к АС „КЕЕ Сода 7“ сабвуфер. Сде-
лать это можно, но не всегда это целесообраз-
но. как уже объяснялось выше. Если учесть, что
..Coda 7“ амеет входное сопротивление 6 Ом, а
для обычных усилителей нежелательно подклю-
чение нагрузки менее 4 Ом. то сабвуфер должен
быть двенадцати- (или более)-омным и доста-
точно чувствительным. В этом случае его мож-
но подключить параллельно „Коде 7“, соблюдая
фазировку. Кроме того, нужно обеспечить и не-
обходимый спад частотной характеристики
выше 80 Гц. например с помощью последователь-
но включенной индуктивности 25 миллигенри.
Конденсатор, даже большой емкости, последо-
вательно
г
„Кодой"включать целый, это нару-
шит работу ее разделительных фильтров
другое дело, что можно использовать динамики
от „Коды" и сделать трехполосную систему с
другими фильтрами, но это уже требует опре-
деленных знаний и навыков.
В. Зуев
К сожалению, работники редакции не распо-
лагают временем и свободными телефонными
линиями, чтобы устно отвечать на вопросы чи-
тателей. Мы очень внимательно относимся ко
всем письмам читателей, поэтому присылайте
вопросы почтой.
Изображения разъемов и клемм вы найдете в
разделе „Справочник"этого номера ,АМ", а по-
воду разных видов мощностей в следующем но-
ме[>е собирается высказаться А. М. Лихницкий.
С. Таранов
♦ ♦♦
Х очу вы сказать несколько п ож еланий отно-
си тельн о со д ер ж ан и я и тем ати к и ж урн ала.
К о н е ч н о , б е з у м н о и н т е р е с н о ч и т а т ь о
„K E F “ , „A udio N o te“ и т. п ., но х отелось бы
и м еть п усть м ален ькую н ад еж д у , п рочи тав в
ваш ем ж у р н ал е об ап п ар ату р е „средн ей ц е-
новой к атего р и и “ и руководствуясь его реко-
м ен д ац и я м и и со в етам и , ко гд а-н и б у д ь к у -
п и т ь и м ен н о ее. А се й ч а с , к о гд а ч и т а е ш ь
„А удио М агази н “ , р у к и о п у ск аю тся. Ф ан та-
сти ч е с к а я ап п ар ату р а , кач ество, зв у к , но и
ц ен ы астрон ом и чески е.
Л и ч н о я о чень лю блю л ам п овы й зв у к . Но в
ваш ем ж у р н ал е ц ен ы на л ам п о в ы е у си л и те-
л и — 2 0 0 0 д о л л ар о в и вы ш е. Д а й те ш анс!
Р а с с к а ж и те о л ам п о в ы х ап п ар ата х , если т а -
ковы е и м ею тся в п ри роде, д л я сред него, н е-
богатого российского ц ен и теля зв у к а — ваш е-
го осн овн ого ч и т а т е л я .
П ри н аш ем уровн е ж и зн и , к о гд а бо л ьш и н -
ство м елом ан ов м огут п озво л и ть себе к у п и ть
хорош ую д ек у один р аз в п ять , а то и в сем ь-
восемь л ет, больш ое зн ач ен и е приобретает та -
к а я х а р а к т е р и с т и к а , к а к и зн о со сто й ко сть
м агн и тн ы х головок: ведь ни головок, ни сер-
ви сн ы х центров по обслуж и ван и ю этого к л ас-
са а п п а р а т у р ы н ет. О б рати те в н и м ан и е на
с р а в н и т е л ь н о д е ш е в ы е ( $ 3 5 0 - 4 5 0 ) д е к и
ф и р м „ A k a i“ , „ M a ra n tz “ — и л ю б ы х д р у -
гих — с и зн осостой ким и головкам и : G X , сен-
д асто в ы м и , ам о р ф н ы м и . [.
..]
И п о ж ал у й ста, не п и ш и те о м у зы к ал ь н ы х
ц е н т р а х 1! О ч ен ь ж а л к о ж у р н а л ь н о г о п р о -
стр ан с тв а, которое м о ж н о п о святи ть более
серьезн ой ап п ар ату р е. Д л я ш и рп отреба есть
д р у ги е и зд а н и я — „С терео и видео“ , н ап р и -
м ер. Н и кого не х о ч у оби деть, но — к аж д о м у
свой ж у р н ал , с оп ределен н ы м подходом и ц е-
л я м и .
Я о тн ю дь не ф ети ш и ст. М ож ет б ы ть, я и з -
л и ш н е вп еч атли телен , но, к огд а ч и таеш ь ста-
ть и , р ец ен зи и , р азгл я д ы в аеш ь ф отограф и и ,
п о м ещ е н н ы е в в аш ем ж у р н а л е , в о зн и к ае т
чувство р еальн ого зв у к а , д он осящ егося с его
стр ан и ц . К а ж д ы й н ом ер ж у р н а л а — это п ро-
сто п од ар о к.
С. К о м ан д о вски й , Е катери н б ург
♦ ♦ ♦
В не вся к о го с о м н ен и я, ваш ж у р н ал я в л я -
ется о ч ен ь н у ж н ы м , п о л езн ы м и все так о е
прочее и зд ан и ем . П оэтом у оч ен ь заб авн о в и -
деть в нем эл ем ен ты сам о во сх вал ен и я. П ри 1
1
Да вроде и не пишем.
S3 ES IS ES ES ES ESIS ISES IS IS IS CS ES S1 IS ES [х] ESES ES ES S
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
7
предыдущая страница 8 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 10 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст