4—I—4- 4 4 I I I
I
11
СПРАВОЧНИК
Оживленный отклик читателей на
первую публикацию об аудиокассетах
(„АМ“ № 1 (2) 1995) заставил нас вернуть-
ся к этой теме.
К. К. Кассеты тестировались на магни-
тофоне „Pioneer СТ-910“ после калибровки,
устанавливающей при включенной систе-
ме „НХ-Рго“ подмагничивание, АЧХ (2
кГц и 15 кГц) и корректирующей коэффи-
циент передачи усилителя записи для ком-
пенсации различий в чувствительности
лент на частоте 315 Гц. Величина тока под-
магничивания, выбранная автокалибрато-
ром, указана в сводной таблице. Отмечу,
что выбор, сделанный калибратором, — это
не более чем удобная отправная точка.
Такой выбор тока подмагничивания
(BIAS) основан только на уравнивании ко-
эффициентов передачи сквозного тракта
на частотах 315 и 15 000 Гц. Оптимальны
ли с субъективной точки зрения конкрет-
ного слушателя остальные получившиеся
характеристики кассеты, зависящие от
частоты и от уровня сигнала? А как учесть
особенности записываемой музыки?
М. А. Действительно, все не просто.
Но, отдавая инициативу типовому калиб-
ратору, учтите, что можно, например, за-
ставить автокалибратор установить под-
магничивание по минимуму искажений,
но все равно проблема получения гло-
бального оптимума решена не будет.
К. К. Процедура понятна: отправная
точка, измерения и куча результатов.
М. А. Не удивляйтесь, если в литера-
туре (на этикетке, упаковке etc.) встрети-
те другие цифры. Может быть, отправ-
ная точка была другая. Чаще всего при-
водятся результаты испытаний кассет на
так называемом типовом измерительном
магнитофоне. Однако мы пока не видели,
чтобы кто-нибудь использовал такой маг-
нитофон для записи музыки.
К. К. Важно отметить, что из свойств
кассеты только уровень шумов1
является
собственной, практически независимой
характеристикой (механика не в счет).
Все остальные параметры зависят от ре-
жима записи, прежде всего от величины
1
Шум ленты в паузе записи (приведен в
таблице) обычно на 2-3 дБ выше, чем шум
размагниченной ленты, который приводят
на упаковке.
тока подмагничивания. Но вернемся к из-
мерениям. Оказалось, что при уровне за-
писи -20 дБ (при котором обычно иссле-
дуются АЧХ) все тестируемые кассеты по-
зволили получить полосу частот не уже
20-20000 Гц ±1 дБ при правильной ус-
тановке тока подмагничивания. Увеличе-
ние тока вызывает спад АЧХ на высоких
частотах, а уменьшение — подъем. Харак-
терные для кассет I, II, IV типов зависи-
мости показаны на графиках.
М. А. Владельцу кассет полезно знать
АЧХ при уровне записи не -20 дБ, а 0 дБ
и величину коэффициента гармоник, ко-
торые здесь приведены для каждой из
кассет. При увеличении тока подмагни-
чивания нелинейные искажения умень-
шаются. Эту зависимость для типовых
кассет вы тоже найдете на графиках, как
и зависимость значения SOL от тока под-
магничивания (MOL от тока подмагничи-
вания зависит слабо).
К. К. Зная все объективные показате-
ли кассеты, полезно сопоставить их с осо-
бенностями магнитофона, в котором вы
планируете ее использовать. Например,
для „Aiwa AD-F850“ (максимальный уро-
вень записи на частоте 315 Гц +6,5 дБ,
уровень собственных шумов -59 дБ) по-
дойдет „Maxell UDII CD“, а вот для „Sony
808ES“ (+5 дБ, -61 дБ) лучше взять
„BASF Chrome Super“. Если ваш аппарат
имеет надежный и точный калибратор
(„Pioneer CT-S830S“ или „CT-S730“), то
рекомендации по режиму подмагничива-
ния в таблице вы можете пропустить. Ес-
ли же ваш аппарат попроще („Aiwa AD-
F450“) либо постарше („Technics RS-
В705“) и калибратора не имеет, то будьте
внимательны: „Fuji Z2“, „Fuji КГ‘ в та-
ком аппарате будут себя чувствовать яв-
но не в своей тарелке. Более подходящи-
ми в этом случае окажутся „TDK D“,
„Maxell UDII“ и аналогичные.
М. А. Чтобы облегчить выбор кассе-
ты, сводная таблица рекомендует аппара-
туру (по классам), на которой лучше ис-
пользовать ту или иную ленту. К слову
сказать, большинство отечественных дек
разместится во втором и третьем классе.
К. К.
При выборе кассеты стоит
вспомнить и об общих свойствах кассет
разных типов. Таблица иллюстрирует со-
отношение основных параметров кассет:
Параметр
тип ленты
I
II
IV
MOL
★ ★
★ ★ ★
SOL
Воспроизведение
★ ★
★ ★ ★
высоких частот
Нелинейные
★ ★
★ ★ ★
искажения ( 0 дБ )
★ ★ ★
★ ★
Шум
Динамический
★ ★ ★
★ ★
диапазон: 315 Гц
★ ★ ★
★ ★ ★
10 кГц
★ ★
★ ★ ★
М. А. Опять вы сравниваете. А попро-
буйте взять одну кассету типа IV, а дру-
гую — типа II. И записывайте на металл
с уровнем на 4 дБ меньшим, чем на хром.
И гармоники будут одинаковые, и шумы,
и высокие — по цифрам, естественно. А
звучание-то будет разным, и при увели-
чении уровня записи хром раньше сойдет
с дистанции.
Продолжим. Известно, что при запи-
си музыки высокочастотные составляю-
щие сигнала оказывают подмагничиваю-
щее действие на низкочастотные. При
подъеме высоких уменьшаются нелиней-
ные искажения на низких, но на слух это
проявляется как изменение окраски зву-
чания, что не всегда приятно. У металли-
ческих и многослойных лент взаимное
влияние спектральных составляющих
проявляется весьма слабо. Видимо, этим
и определяется меньшая окраска звуча-
ния таких лент, большая его нейтраль-
ность. Количественно описать эти процес-
сы весьма сложно, но мы все же сочли
нужным отметить эту особенность лент в
сводной таблице.
К. К. Пора вернуться к лентам. Среди
кассет типа I следует выделить „TDK D“,
отличные „Maxell UD1“ и не попавшую в
таблицу
„Sony CDit 1“ (MOL=6 дБ,
SOL=0aB (!!!), уровень шума -56,2 дБ).
„Maxell UDII CD“ тоже прекрасно подхо-
дит для любых записей. Приятное впечат-
ление производит „Sony UX-Turbo“. Ос-
талась загадкой кассета „Denon HD-8“. Но
если ее лет десять уже выпускают — зна-
чит, это кому-то нужно. Среди кассет ти-
па IV интересна ,,SKC ZX“: дешево и сер-
дито, реальный шанс близко познако-
миться с металлической лентой за разум-
ную цену.
60
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
предыдущая страница 61 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 63 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст