СДЕЛАЙ САМ
Электрическая схема одного кана-
ла усилителя приведена на рис. 2. Хо-
тя эту схему следует рассматривать как
возврат к идеям 40-50-х годов, она все
же воплощает в себе практически все
представления о том, как можно ис-
пользовать перевес ламп над транзисто-
рами^
Чтобы вы могли прочувствовать пре-
имущества ламп в собираемом вами уси-
лителе, необходимо сделать следующее.
Обозначенные на рис. 2 жирными
линиями выводы элементов нужно по
возможности укоротить и соединить
друг с другом и с остальными провод-
никами точно так, как показано на схе-
ме. Проводники между точками А и Б,
а также проводники, соединяющие
усилитель с выходным трансформато-
ром, должны быть подобраны на слух
с особой тщательностью. Следует так-
же обратить внимание на „звуковое
качество“ конденсаторов С2, СЗ и С4.
Конденсаторы С5 и С
6
могут быть типа
„К50И-8“.
Хотя выходной трансформатор на
электрической схеме выглядит абсо-
лютно симметричным, тем не менее на
качество звучания усилителя оказыва-
ет влияние выбор направления вклю-
чения его первичной обмотки по отно-
шению к анодам выходных ламп. По-
хожий эффект наблюдается тогда, ко-
гда меняется направление подключе-
ния вторичной обмотки к кабелю гром-
коговорителя. Вы, конечно, догадывае-
тесь, что, при всей простоте схемы, пе-
ред вами открывается непростая воз-
можность довести усилитель до „наи-
высшего конца“.
Однако вернемся к кусачкам и па-
яльнику.
Чтобы иметь два изолированных
источника постоянного напряжения
225 В, необходимо доработать выход-
ной трансформатор. Обмотку с напря-
жением 192 В (выводы 1-4) и обмотку
с напряжением 115 В (выводы 15-16)
вам придется разъединить в месте со-
единения размещенных на разных ка-
тушках трансформатора секций. В ре-
зультате этой операции вы получите
две обмотки напряжением 96 В и две
обмотки напряжением 57,5 В. Затем на
каждую катушку трансформатора на-
мотайте еще по 30 витков (проводом ти-
па МГТФ любого сечения) — и вы бу-
дете иметь дополнительно две обмотки
по 11,5 В.
Теперь соедините размещенные на
одной катушке трансформатора обмот-
ки последовательно (то же проделайте
и на другой катушке): у вас появятся два
изолированных источника переменно-
го напряжения 165 В. Оба напряжения
(см. схему на рис.
2
) через выпрямитель-
ный мостик с емкостной нагрузкой и Г-
образное звено фильтра преобразуются
в два хорошо очищенных от пульсаций
изолированных друг от друга постоян-
ных напряжения 225 В.
А теперь, когда вы внесли свой твор-
ческий вклад в конструкцию и, вы-
полнив все мои рекомендации, собрали
усилитель, включайте его в сеть. Перед
включением поставьте на всякий случай
рядом телевизор в режиме приема одно-
го из каналов ДМВ, а вместо громкого-
ворителей нагрузите выходы усилителя
эквивалентными по сопротивлению ре-
зисторами.
Если после нажатия кнопки „сеть“
у вас не погаснет свет, не исчезнет изо-
бражение с экрана телевизора (из-за
ВЧ-возбуждения выходных ламп), то
расслабьтесь и спокойно проверьте обо-
значенные в схеме (рис.
2
) режимы.
Удостоверившись в том, что режимы
находятся в пределах ±5%, измерьте
(если, конечно, есть желание) парамет-
ры усилителя.
Собранный мною образец показал
такие результаты:
полоса воспроизводимых частот
при сопротивлении нагрузки
4 0м
6 Гц — 40 кГц
8 0м
15 Гц — 45 кГц:
макс. вых. мощность (К,=10%)
12 Вт;
уровень фона и шума
-95 дБА
чувствительность
0,4 В
входное сопротивление
0,5 МОм.
Покончив с объективными измере-
ниями, можно приступить к прослу-
шиванию усилителя. При обсуждении
звучания усилителя я буду осторожен,
так как не хочу навлечь на себя гнев чи-
тателей, после того как уже обещал им
дорогу в „двухтактный рай“. И все же
надеюсь, что с первых же извлеченных
с помощью усилителя звуков вы услы-
шите, что бас стал более энергичным и
лучше артикулированным, почувст-
вуете плотность, теплоту и естествен-
ность звучания человеческого голоса,
значительное расширение динамики.
Однако основная работа начнется
после первого включения усилителя.
Сложнее всего, как мне кажется, полу-
чить тональный баланс, который до-
стигается только в результате тщатель-
ной гармонизации звучания всех вхо-
дящих в усилитель электроэлементов
и проводов. Достижению баланса ме-
шает ощущаемая в трансформаторе и
в используемых лампах жестковатая
окраска в районе средних частот. И все
же вы не будете разочарованы — при-
обретенные усилителем достоинства
звучания перевесят все его недостатки.
В заключение хочу пожелать само-
дельщинам не бояться, что переделка
усилителя окажется слишком сложной.
Если вы способны обращаться с паяль-
ником, то гуманитарного образования
— как это успешно доказал Питер Квор-
труп — будет вполне достаточно, чтобы
добиться успеха в начатом деле.
©А.
Лихницкии
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
55
предыдущая страница 56 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 58 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст