СДЕЛАЙ
САМ
ОТ «ТРАНЗИСТОРНОГО» ЗВУЧАНИЯ
ЛИТЕЛЯ «ПРИБОЙ»
К «ЛАМПОВОМУ»
От редакции
Предлагаемая переделка усилителя рассчитана на
подготовленного радиолюбителя. Помните, что при-
дется иметь дело с высоковольтными цепями, — бере-
гите свою жизнь. Журнал
«Аудио Магазин» не несет
ответственности за последствия предпринятой пере-
делки, хотя возможны консультации по вопросам, при-
сланным почтой. Коммерческое использование ниже-
приведенной конструкции усилителя будет преследо-
ваться по закону.
Если вы хотите иметь усилитель, ко-
торый способен естественно передавать
человеческий голос, звучание скрипки
и рояля, вам следует снять со своего сче-
та не менее
2
000
долларов и, восполь-
зовавшись советами наставников из
„Аудио Магазина“, приобрести про-
стенький „Manley“ или „Audio Note“.
Другой путь — за 50 долларов ку-
пить на вещевом рынке ламповый уси-
литель „Прибой“ и самому собрать из
его деталей усилитель, качество звуча-
ния которого будет отвечать самым вы-
соким вашим требованиям.
Мысль сделать из „Прибоя“ „хай-
эндовый“ усилитель пришла мне в го-
лову год назад, когда в ближайшем
продуктовом магазине среди бутылок
с крепкими напитками и сладких па-
рочек „Twix“ я обнаружил сиротливо
выглядывавший из темного угла „При-
бой 50 УМ 204С“. Стоил он всего 60 ты-
сяч рублей, поэтому я купил его, мож-
но сказать, не глядя, даже не проверив,
в рабочем ли он состоянии. Первое, что
я сделал, притащив этакую тяжесть до-
мой, — вынул из него выходной транс-
форматор, после чего измерил его ко-
эффициент трансформации и полосу
пропускания. Результат показался мне
обнадеживающим, поэтому, не теряя
времени, я подключил извлеченные
выходные трансформаторы к моему
усилителю на лампах EL34 (в триодном
включении) и стал внимательно слу-
шать скрипичный концерт Паганини в
исполнении И. Менухина. „Совсем не
так плохо!“ — сказал я себе наконец и
недолго думая спустился за еще одним
„Прибоем“.
Позже я посоветовал купить этот
усилитель многим своим друзьям, а
про себя поблагодарил Володю Старо-
.
бцева — автора первого отечествен-
ного лампового усилителя (первого по-
сле периода их забвения в 60-х годах)
за подходящий выходной трансформа-
тор, удобную для переделки конструк-
цию и умеренную даже для комплекта
деталей цену.
В этой статье я хочу предложить са-
моделыцикам собрать новый усили-
тель в основном из имеющихся в „При-
бое 50 УМ 204С“ деталей (включая вы-
ходные лампы) и таким образом реали-
зовать часто обсуждаемое, но не всегда
ощущаемое превосходство ламп над
транзисторами.
На что же следует обратить внима-
ние для того, чтобы сделанный вами
усилитель зазвучал как ламповый, а не
как транзисторный? Перечислю основ-
ные моменты.
1. Электрическая схема усилителя
должна быть предельно простой (про-
стота легче всего оценивается по ко-
личеству использованных в усилителе
элементов, паек и проводов).
2. Все электроэлементы, включая
резисторы, конденсаторы, разъемы, со-
единительные провода (в том числе в
источнике питания), а также припой
должны быть тщательно отобраны и
гармонизованы между собой по звуку.
3. Усилитель не должен содержать
даже небольших по величине отрица-
тельных обратных связей.
4. Выходное сопротивление усили-
теля по возможности должно быть ак-
тивным, не зависящим от мгновенных
значений сигнала и не должно превы-
шать половины номинального сопро-
тивления громкоговорителя (это требо-
вание выполняется только в усилите-
лях с триодным выходом, работающих
в классе А).
5. У каждого канала усилителя дол-
жен быть свой тщательно очищенный
от пульсаций и помех источник пита-
ния (следует обратить внимание на то,
что требования к качеству источника
питания усилителя на триодах на по-
рядок выше соответствующих требова-
ний к источнику питания усилителя,
выполненного на пентодах).
Не могу согласиться с мнением Пи-
тера Квортрупа, который считает, что
только однотактные усилители — па-
нацея от всех бед („АМ“ №
4 (5) 95,
с. 40). Полагаю, что тщательно прора-
ботанный двухтактник, особенно в час-
ти фазоинвертора и его связей с выход-
ными лампами, приведет вас в „двух-
тактный рай“.
Однако для того, чтобы убедиться в
действительных преимуществах ламп
перед транзисторами, вам придется
пойти на некоторые жертвы, а именно:
при включении выходных ламп 6РЗ-1
триодом и переводе усилителя в класс
А вы потеряете примерно три четверти
выходной мощности усилителя. Поэто-
му, несмотря на „мягкий“ клиппинг
при его перегрузках, лучше воздер-
жаться от переделки „Прибоя“, пока
вы не убедитесь, что чувствительность
ваших громкоговорителей не меньше,
чем 90 дБ/Вт/м.
В любом учебнике 50-х годов по
усилителям можно прочесть, что КПД
двухтактного усилителя на лампах не
превышает
в классе В на пентодах — 78%,
в классе В на триодах — 35,5%,
в классе А на триодах — 25%.
К сожалению, даже эти значения из-
за неидеальности анодных характери-
стик выходных ламп так и остаются не-
достижимыми. Поэтому, чтобы владель-
цы „Прибоя“ не подумали, что их хотят
лишить главного его достоинства — вы-
ходной мощности, остановлюсь подроб-
но на расчете двухтактного выходного
каскада, работающего в классе А на
включенных триодом лампах 6РЗ-1.
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
53
предыдущая страница 54 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 56 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст