ИНТЕРВЬЮ
° 4 Р |о < >
HI-FI — ЦЕЛЬ ИЛИ СРЕДСТВО?
Осенью 1995 года в Москве главный
редактор нашего журнала встретился с
президентом американской компании
"Theta
Digital"
Нилом
Синклером.
Постоянные читатели "AM" заметят,
что вопросы, заданные г-ну Синклеру, во
многом навеяны беседой с П. Квортрупом
(см. "'AM" № 4 (5)/95).
„Аудио Магазин“: В нашем журнале
началась оживленная дискуссия о мето-
дах оценки качества звучания hi-fi-комио-
пентов. Позвольте мне кратко ввести вас
в историю событий. Как я понимаю, су-
ществуют три основных метода оценки:
а) ваш обычный „эталонный" компо-
нент заменяется на испытываемый, и вы
решаете, нравится вам „новый“ звук или
нет. Можно назвать это сравнением по
вкусу, похожим способом оценивают, к
примеру, вина;
б) за образец принимается звучание
естественных голосов и инструментов в
реальных условиях; прослушивая хорошо
знакомые вам записи, вы решаете, на-
сколько большой урон натуральному зву-
чанию наносит испытываемый компо-
нент; такой подход долгие годы разраба-
тывали Гарри Пирсон и журнал „The Ab-
solute Sound";
в) предполагая, что условия, в кото-
рых делалась запись, и реальный харак-
тер ее звучания достоверно не известны,
вы прослушиваете самые разнообразные
записи, прослеживая, насколько хорошо
ваша система позволяет уловить различия
между записями.
Это протяженное вступление предва-
ряет лавину вопросов к вам, г-н Синклер.
Для начала такой: что вы думаете об этих
методах? Существуют ли другие способы
оценки?
Нил Синклер: Способ „а“ достаточно
любопытен —
судить по принципу „нра-
вится —не нравится". Понятно, что это
приводит к очень субъективным выводам.
Полагаться на этот метод, наверное, не
стоит, если хотите достичь результата, ко-
торому могла бы доверять наша аудиоин-
дустрия, иначе говоря, который был бы
основан на верности музыкальному ис-
полнению. Однако порой приходится де-
лать собственный, субъективный выбор.
Иногда определенное техническое реше-
ние принуждает к компромиссу, например
позволяет добиться более правдоподобно-
го. мягкого звучания в верхних регистрах,
но ценой некоторого сжатия стереокар-
тикки. В таких случаях нужно выбирать
между различными аспектами звучания,
взвешивая их ценность.
Сравнение со звучанием натуральных
инструментов
метод, который исполь-
зуют не только разработчики фирмы
„Theta", но и подавляющее большинство
специалистов в области high-end.
Последний способ мне не до конца по-
нятен. Когда мы приступаем к делу, у нас
всегда уже есть определенные суждения
не зря мы все-таки считаем, что знако-
мы со звучанием музыкальных инстру-
ментов, с влиянием акустики помещения,
затуханием звуков, их естественным по-
ведением. Если мы начнем с того, что о за-
писи неизвестно ничего, и будем следить
лишь за различиями записей, то вряд ли
сможем прийти к решению. Либо я не
очень понял вопрос, либо этот способ у
нас в Штатах не распространен.
В целом мы ориентируемся на то, как
звучат натуральные инструменты. Звуко-
вая память прекрасно развивается, осо-
бенно если вы работали со звуком доста-
точно долго, тем более если —
всю жизнь.
Это способность приобретаемая. Вчера я
был на опере Чайковского в Большом те-
атре. Каждый раз, когда я попадаю в не-
знакомый концертный зал, я закрываю
глаза и оцениваю ясность звучания, вслу-
шиваюсь в расположение инструментов
на сцене и каким-то участком сознания
преобразую услышанное в зрительные об-
разы. Зрительные образы запоминаются
лучше; раскладывая их но полочкам, я
четче представляю их в реальном звуча-
нии и потом без труда применяю их в сво-
их разработках.
Мы имеем дело и с непосредственным
звучанием инструментов: у нас есть не-
большая, но неплохо оборудованная сту-
дия записи. Цифровая станция записи и
монтажа и CD-R-рскордер позволяют бы-
стро воспроизвести сделанную запись, что
очень помогает в работе. Так или иначе,
но при оценке звучания мы полагаемся и
на звуковую память.
По-моему, метод „6“ вполне приемлем,
особенно для подготовленных экспертов.
Возможны другие подходы, но мы исполь-
зуем именно этот.
AM: Любому разработчику приходит-
ся выбирать между „аудиофилыiыми“ ха-
рактеристиками звучания, такими как
звуковое пространство, расположение
звуковых образов, локализация, динами-
ка и т. и., и эмоциональной, исполнитель-
ской интерпретацией музыкального про-
изведения. В какую сторону склоняетесь
вы. на чем основана ваша шкала ценно-
стей?
Н. С.: Конечно, мы оперируем этими
терминами: расположение звуковых обра-
зов, звуковая картинка (взаимосвязанные
понятия), динамика. Вместо вашего „и
т. и." я бы подставил ясность, а также точ-
ность передачи частотного диапазона.
Шкала ценностей здесь всегда субъектив-
ная. Хотя мне известны специалисты, сво-
бодно оперирующие точными цифрами:
вот это дает прирост в 15% сравнительно
с этим.
..
АМ: Что больше подходит для оцен-
ки качества звучания: хорошая запись по-
средственного исполнителя или архивная
низкокачественная запись великолепно-
го исполнения? И вообще, каким образом
вы оцениваете разрабатываемые вами из-
делия и определяете пути их совершенст-
вования?
И. С.: Я бы не стал использовать за-
пись низкого качества —
даже при вели-
колепнейшем исполнении. Понимаете,
невозможно определить отправные точки
для работы над звуком, если большей час-
ти информации просто нет. Более того,
иногда непримечательное исполнение, за-
писанное как следует, оказывается намно-
го полезнее! Причина, по-моему, такова:
существуют объективные критерии оцен-
ки
или, по крайней мере, претендующие
на объективность. Поэтому всегда полез-
но оценивать звуковое пространство, глу-
бину сцены, ясность и прочее разумом —
это более объективный инструмент, чем
чувства. Пройдя этот этап работы над ка-
чеством звучания, мы далее используем
записи эмоционально насыщенные, и бы-
вали случаи, что после сотен часов —
в бу-
квальном смысле —
прослушиваний об-
наруживается. что угасли накал, вооду-
шевленность музыкального произведе-
ния: значит, надо все начинать заново. Так
что важны оба аспекта воспроизведения
музыки. Мы, кроме всего прочего, поня-
ли, что на стадии разработки опасно ис-
пользовать произведения, которые глубо-
ко трогают душу, —
после восьмого или де-
сятого прослушивания они перестают вас
волновать. Поэтому я стараюсь не исполь-
зовать дорогое моему сердцу записи при
оценке звучания, иначе музыка переста-
ет быть музыкой.
АМ: Уже много лет продолжаются де-
баты о достоинствах и недостатках „циф-
ры" и „аналога" в звуке. Как вы думаете,
добилась ли цифровая техника превос-
ходства и сможет ли она вообще его дос-
тичь?
50
АУДИО MA ГАЗИ :
. /1996
предыдущая страница 51 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 53 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст