Маленький анод лампы — малень-
кий кристалл транзистора: быть мо-
жет, в этом разгадка феномена? Или
причиной является „отравленный“
мышьяком или индием кристалл крем-
ния? А р-л-переходы в этом кристал-
ле, надо полагать, тоже что-то значат?
Но все это — из области предположе-
ний. Достоверных данных о специфи-
ке звучания ламп и транзисторов, так
же как и объяснений ей, пока нет.
Теперь о „ламповой чистке“ транзи-
сторных звукозаписей. Думаю, что
здесь имеет место эффект гармониза-
ции тракта „запись — воспроизведе-
ние“. Усилитель на лампах с большим
анодом довольно часто выделяет и да-
же „облагораживает“ область частот от
400 до 600 Гц, возвращая таким обра-
зом слушателю „потерянную“ деку
скрипки, фундамент певческого голо-
са и даже насыщенность tutti симфони-
ческого оркестра. Налицо гармониза-
ция тракта по тональному балансу.
Другая особенность ламповых уси-
лителей — это приятная интегрирован-
ность их звучания, благодаря которой
происходит как бы очистка транзистор-
ных записей от раздражающих слуша-
теля шероховатостей.
Этот эффект действительно можно
иногда наблюдать, но одновременно из
записи исчезают тонкие детали и штри-
хи. С моей точки зрения, выразитель-
ность звучания просто заменяется на
большую комфортность. Но вполне ес-
тественно, что слушатель желает иметь
определенный баланс между проработ-
кой тонких деталей и интегрированно-
стью звучания, которую музыканты ча-
сто называют „связностью“ (coherency).
Кстати, при „живом“ звучании музы-
ки подобный баланс достигается специ-
ально подобранным соотношением
прямого звука и реверберации в зале.
Однако зачем что-то менять в естест-
венном балансе? Как оказалось, тран-
зисторные записи действительно прив-
носят в воспроизведимую музыку до-
полнительную жесткость и шерохова-
тость, особенно в верхнем регистре.
Причиной, как мы уже показали, яв-
ляются гармонические и интермодуля-
ционные искажения высших поряд-
ков. Немудрено поэтому, что слуша-
тель предпочитает более интегрирован-
ный, чем при „живом“ исполнении, ха-
рактер звучания записей.
И все же для рассмотренной нами
„чистки“ транзисторных звукозаписей
совсем не обязательно применять лам-
пы. Из моего личного опыта следует,
что похожий эффект может быть полу-
чен умелым подбором межблочных и
выходных кабелей. Достаточно убеди-
тельный результат получается, если ис-
пользовать провода типа ОЕС. Однако
если в записи отсутствуют динамика,
ясность, пространственность и нату-
ральность, то ни лампы, ни кабели уже
не помогут. Перечисленные мною при-
знаки хорошего звучания в такой запи-
си, по-видимому, утрачены навсегда.
Выводы
Так существует ли в действительно-
сти феномен транзисторного и лампо-
вого звучания? Думаю, что на интуи-
тивном уровне можно отдать предпоч-
тение лампе, как вакуумному провод-
нику, перед имеющим кристалличе-
скую структуру транзистором. Однако,
кроме малоубедительных результатов
прослушивания, данных, что транзи-
стор при правильном его использова-
нии звучит хуже, чем лампа, нет.
В то же время среди разработчиков
„хай-эндовых“ усилителей постепенно
сформировалось мнение, что дело вовсе
не в транзисторах, а в ООС, без которой
не обходится ни один усилитель на
транзисторах. Стало ясно: ООС разру-
шает музыкальный сигнал.
Объяснение это пришло, когда выяс-
нилось, что в петле ООС циркулируют
запаздывающие копии сигнала. Причи-
ной образования этих копий стали слож-
ные физические явления в проводниках
и других используемых в усилителе эле-
ментах.
Как это ни парадоксально, вред от
ООС в усилителях оказался большим,
чем применение в них такого анахро-
низма, как выходной трансформатор.
Если же усилитель на лампах вы-
полнить в схемотехнике, близкой к
транзисторным усилителям (то есть на-
чать применять ООС), то преимущест-
во ламп перед транзисторами будет све-
дено на нет.
Косвенным подтверждением этого
можно считать постепенное исчезнове-
ние с аудиорынка сложных ламповых
усилителей типа „ОТЬ“ (с бестрансфор-
маторным выходом) по цене от 4 до 10
тысяч долларов и одновременное появ-
ление на нем простеньких усилителей
на триодах с трансформаторным выхо-
дом по цене больше 200 тысяч долларов.
Думаю, что, если в транзисторном
усилителе удастся когда-нибудь полно-
стью избавиться от ООС, ламповый
барьер будет преодолен.
©
А. Лихницкии
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ
ПРЕДПРИЯТИЕ
ЛАЙКО
П роф ессиональны е
м агнитны е ленты и
аудиокассеты
О
Н .
О
IIM D A
П роф ессиональны е
м агнитны е носители
ведущ их фирм:
maxEll
PROFESSIONAL
зм
П роф ессиональная
аудио- и видеотехника
ф ирм ы
Наш адрес:
197376, Санкт-Петербург,
ул. Чапыгина, 6
Тел./факс: (812) 232-0439
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
предыдущая страница 50 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 52 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст