4 -4
ВИТРИНА
лителя, и так далее. В результате вме-
сто двух откликов на один импульс на
выходе усилителя с ООС будем иметь
их бесконечное множество с затухаю-
щей во времени амплитудой:
_
Г 1
В" ,
1
1
t=4lt I п -+ ~
(1 А (})Л
Оказывается, что при бесконечном
числе обходов петли сигнал достаточ-
но ощутимо размывается во времени. В
случае общей петли ООС речь может ид-
ти о времени размывания от 100 мс и
более, и поэтому наиболее заметным
последствием действия на звук общей
ООС является ухудшение динамики и
ослабление энергичности звучания му-
зыки.
Именно теперь можно понять, поче-
му местные ООС лучше ведут себя на
звуке, чем общие. Более короткий путь
сигнала в петле, как следствие меньшие
по величине задержки — в итоге более
короткий период размывания сигнала.
Однако не стоит обольщаться: ведь и в
этом случае сигнал разрушается, при-
чем страдают его наиболее изменчивые
участки.
Описанные явления усугубляются,
когда выше определенной частоты (так
называемого доминирующего полюса)
петлевое усиление начинает падать с
наклоном 6 дБ/окт5. Напомню, что час-
тота доминирующего полюса у боль-
шинства усилителей с глубокой ООС
расположена в диапазоне частот от 2
до 5 кГц, а в операционных усилителях
на микросхемах от 50 до 300 Гц.
То, что снижение частоты домини-
рующего полюса и попадание его в зву-
ковой диапазон плохо сказывается на
звуке, впервые заметили Я. Лохстрох
и М. Отала (1973), однако они объясни-
ли это явление образованием ТШ-иска-
жений6, больше чем на десятилетие
введя в заблуждение не только аудио-
филов, но и разработчиков усилителей
звуковой частоты.
На самом деле это явление можно
объяснить в свете представлений о раз-
мывании сигнала петлей ООС. То, что
ООС начинает хуже функционировать,
5 Плавное (с наклоном 6 дБ/окт) ослабле-
ние петлевого усиления на высоких частотах
необходимо для того, чтобы обеспечить
устойчивую работу усилителя с ООС.
6 TIM (Transient Intermodulation distortion)
возникают в результате „жесткого" ограниче-
ния скорости изменения сигнала на участке
прямой ветви ООС до звена, формирующего в
ней доминирующий полюс. Музыкальные
сигналы, скорость которых так велика, что
может оказаться ограниченной встандартном
усилителе с ООС, в природе не существуют.
-
A
J
\
J
V
когда петлевое усиление зависит от час-
тоты сигнала, можно представить на-
глядно, рассмотрев работу нагруженно-
го на реальный громкоговоритель уси-
лителя, выходное сопротивление кото-
рого имитируется с помощью ООС.
Если на вход такого усилителя по-
дать вспышку тона (рис. 5а) с частотой
заполнения, равной частоте основного
резонанса громкоговорителя, то, стре-
мясь воспроизвести ее на выходе, уси-
литель сформирует в прямом пути пет-
ли ООС сигнал (управляющий токами
выходных транзисторов), который име-
ет вид, показанный на рис. 56. На этом
рисунке кружком обведен скачок фазы
управляющего сигнала, который воз-
никает в ответ на попытку громкогово-
рителя продолжить свои колебания на
резонансной частоте.
Сравнивая рис. 5а и рис. 56, можно
увидеть, что изменчивость управляю-
щего сигнала (внутри петли (ЮС) долж-
на быть больше, чем у сигнала, дейст-
вующего на входе усилителя.
И все было бы не так плохо, если бы
изменчивость сигнала не ограничива-
лась „невидимыми“ фильтрами внутри
петли ООС. Однако именно из-за этого
ограничения в момент прекращения
вспышки тона управляемость усилите-
ля нарушается, а сигнал на его выходе
будет зависеть от хранящихся в памя-
ти петли ООС, но уже прошедших ра-
нее сигналов. Эта зона не совсем пред-
сказуемого поведения усилителя обве-
дена кружком на рис. 5в.
Отсутствие ясности и чистоты баса
— это то, что в итоге имеет владелец уси-
лителя (неважно, лампового или тран-
зисторного), выходное сопротивление
которого имитируется с помощью ООС.
О.: Я долго вас слушал и понял на-
конец, что вы настоящий объективист.
Ведь сначала вы все объясняете и по-
сле этого рассказываете, как это долж-
но звучать.
А.: Да, много лет назад мне при-
шлось наблюдать описанные явления
на макете усилителя „Бриг“. Тогда я не
смог разобраться, почему окончание
вспышки тона в области нуля искажа-
ется, однако именно в то время я сде-
лал первый шаг в сторону субъективиз-
ма. Я доверился своим ощущениям,
когда услышал, как включение парал-
лельно выходу усилителя (и одновре-
менно громкоговорителю) резистора 4
Ом, вопреки господствовавшим тогда
представлениям, улучшило звучание
баса. Понять, в чем тут дело, мне уда-
лось только 20 лет спустя.
***
В заключение я хочу остановиться
на вопросах, которые, по-видимому,
забыл задать Объективист.
Есть ли все-таки ощущаемое разли-
чие в звучании ламп и транзисторов?
Как объяснить, что простенький до-
машний усилитель на лампах „исправ-
ляет“ студийную звукозапись, выпол-
ненную на транзисторном оборудова-
нии?
Вопросы эти, судя по всему, будут
долго витать в воздухе и исчерпываю-
щего ответа не получат.
Во-первых, очень трудно поставить
чистый эксперимент, в котором без из-
менений электрической схемы лампу
можно было бы заменить на транзи-
стор. Кроме того, лампа лампе рознь (то
же самое, наверное, можно сказать о
транзисторах). Например, лампы одно-
го типа, полностью совпадающие по
конструкции, но изготовленные разны-
ми фирмами, звучат неодинаково. Вряд
ли вакуум в ГДР хуже, чем в других
странах, но именно лампы, изготовлен-
ные фирмой „КЕТ“, звучат почти так
же, как транзисторы. Думаю, причина
в том, что плохо очищаются от приме-
сей материалы, используемые для из-
готовления электродов лампы. Пусть
скажут, что я фантазирую, но лампы с
большим по размеру анодом имеют бо-
лее привлекательное звучание, чем с
маленьким, характер звучания послед-
них более жесткий и визгливый. В этом
легко убедиться, заменив в предусили-
теле лампу ЕСС83 на другую того же ти-
па, но с большим (или меньшим) ано-
дом'.
; Двойной триод ЕСС83 производится в
трех вариантах конструкции, с высотой ано-
да 11,14 и 16 мм.
4 8
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
предыдущая страница 49 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 51 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст