6“ азарт молодых музыкантов, пере-
усердствовав, растворил, а некоторую
их поспешность гипертрофировал: му-
зыканты будто только и хотят быстрее
отыграть и уйти домой.
Увлекающий на „Alpha 5 Plus“ сво-
ей напряженностью, прокуренный,
нервный, чарующий голос Марианны
Фэйтфул с диска „А Secret Life“ уди-
вил меня на „Alpha 6" своей пригла-
женностью, неестественной нежностью
и спокойствием. Но зато больше глуби-
на и объем.
Так что „совершенствовать“ „Alpha
5 Plus“ до „Alpha 6“ смысла нет. Для
того, кто приобрел „Alpha 5 Plus“ и ус-
пел привыкнуть к его звучанию, это бу-
дет шагом назад. Тем более что, когда
слушаешь „Alpha 5 Plus“, не возника-
ет ощущения, будто глубины или объ-
ема не хватает.
В чем же дело: модель дороже, тех-
нические параметры лучше — а музы-
кальные характеристики хуже? По-
рылся в западных hi-fi-журналах. Как
только проигрыватель „Arcam Alpha 5
Plus“ появился на рынке, многие изда-
ния, естественно, взялись его тестиро-
вать. Мнения о качестве звучания сов-
падали, но некоторые журналы все же
оставались требовательными к объек-
тивным данным. Если обобщить их вы-
сказывания, то эта точка зрения вы-
.глядела примерно так: „Проигрыва-
тель „Arcam Alpha 5 Plus“, пришедший
на смену проигрывателю „Arcam Alpha
5“, отличается от последнего схемой
тактового генератора, что сильно улуч-
шило его музыкальные характеристи-
ки. Однако нельзя приветствовать рост
коэффициента общих гармонических
искажений: он у новой модели много
хуже, чем у старой!“
Может быть, после подобных напа-
док фирма „Arcam“, решив угодить лю-
бителям подсчета нулей в коэффициен-
те искажений, выпустила новый про-
игрыватель, сменив мультибитовый
цифро-аналоговый преобразователь,
используемый в „Alpha 5 Plus“, на од-
нобитовый типа PWM, и назвала новую
модель „Alpha 6“. Одновременно она
угодила и приверженцам большой глу-
бины и объема. Однако это привело к
ухудшению музыкальных характери-
стик: исчезли эмоциональность, лег-
кость и непринужденность. Уникаль-
ное „аналоговое“ звучание, безусловно,
создавалось тем, как хорошо и неорди-
нарно „Alpha 5 Plus“ подавал музы-
кальный материал. В более дорогой мо-
дели оно превратилось в добротное,
классическое „цифровое“. Хотя про-
видческим оком вижу победное шест-
4-L
ИСПЫ ТАТЕЛЬНЫ И
СТЕНД
вие „Альфы 6“ по страницам журна-
лов — уж слишком много на свете по-
читателей „глубинно-объемных“ ха-
рактеристик.
Куда же делась музыкальность „Ар-
кама“? Сделаем небольшое отступле-
ние. Дело в том, что однобитовая тех-
ника цифро-аналогового преобразова-
ния, по сути, требует меньших затрат,
чем мультибитовая. Дешевые проиг-
рыватели первого поколения с мульти-
битовым преобразованием имели не-
выносимый звук: жесткий, металли-
ческий, утомляющий. Это объясняет-
ся тем, что для сглаживания аналого-
вого сигнала после мультибитового
преобразования нужен достаточно
сложный аналоговый фильтр, кото-
рый, естественно, не мог применять-
ся в дешевых моделях. Существенный
скачок в качестве звучания цифровых
проигрывателей произошел после то-
го, как голландская фирма „Philips“
разработала однобитовый цифро-ана-
логовый преобразователь, назвав его
„Bitstream“ (поток битов). На выходе
этого преобразователя в результате
многократной передискретизации
цифрового сигнала дискретный анало-
говый является уже достаточно высо-
кочастотным, а значит, можно не при-
менять сложные аналоговые фильтры
на выходе, а обойтись достаточно де-
шевыми и тривиальными. И при этом
достигаются прекрасные технические
характеристики. Передискретизация
цифрового сигнала не слишком уж
сложна и дорога, поэтому применение
однобитового преобразования в деше-
вых моделях вполне понятно и оправ-
дано. В музыкальном отношении од-
нобитовые преобразователи обычно
вносят в звучание общий характерный
недостаток: отсутствие легкости и ка-
кую-то патологическую натужность
при динамических контрастах. По
всей вероятности, что-то нехорошее
происходит с характеристикой скоро-
сти нарастания сигнала. К тому же бас
при однобитовом преобразовании не
имеет достаточной плотности и де-
тальности, хотя и может быть доволь-
но мощным. Поэтому часто встречают-
ся проигрыватели с однобитовыми
преобразователями, обладающие ис-
кусственно преувеличенной динами-
кой: бас „наседает“, перкуссии напо-
ристо стучат — словом, пол, стены и
потолок „водит“, при всем при том по
окраске звук может быть достаточно
мягким и теплым. Такое звучание не-
которым нравится, они говорят: „Ди-
намичный звук, отлично колбасит“.
Однако при таком звучании с грехом
пополам отличаешь живого перкус-
сиониста от перкуссии, создаваемой
компьютером, а о каких-то тонкостях
звукоизвлечения, эмоциональности и
т. п. говорить просто смешно. И если в
дешевых моделях однобитовое преоб-
разование оправдывается неутоми-
тельным звуком, хорошими техниче-
скими показателями, то к дорогим мо-
делям предъявляются и более серьез-
ные требования, а именно: как можно
точнее воспроизводить информацию с
цифровой фонограммы компакт-дис-
ка, чтобы из нее не исчезло что-то важ-
ное в музыкальном отношении. И
пусть количество нулей в коэффици-
енте гармонических искажений будет
меньше. Поэтому в „референсных“ мо-
делях обыкновенно используют муль-
тибитовое цифро-аналоговое преобра-
зование с достаточно сложной анало-
говой фильтрацией на выходе. Само
собой разумеется, цена дорогих моде-
лей определяется не только сложным
аналоговым фильтром, но и дорого-
стоящими деталями всей схемы в це-
лом — когда есть что терять, будешь
биться до последнего. Конечно, прави-
ло не без исключений: хорошо проду-
манное использование классического
„филипсовского“ преобразователя
„Bitstream“ или однобитового много-
уровневого преобразователя „Delta-
Sigma“ фирм „Crystal“ или „Burr-
Brown“ дает иногда прекрасные ре-
зультаты. Пример тому —представ-
ленная сегодня шикарная „Microme-
ga“. Однако почти у всех японских од-
нобитовых модификаций преобразо-
вателя, которые мне приходилось слу-
шать, — „РЕМ“ („JVC“), „MASH“
(„Matsushita“), „Pulseflow“ („Pioneer“)
и других — описанные недостатки в
той или иной степени имеются. Так
случилось и с нашим „Arcam Alpha 6“.
Поэтому применение однобитового
преобразователя
модификации
„PWM“, да еще и с дорогими и слож-
ными аналоговыми фильтрами на вы-
ходе, как при мультибитовом преобра-
зовании, хоть и дает великолепные по-
казатели, мне как-то несимпатично.
Да к тому же если ваш бюджет не до-
тягивает до „Stage 2“, то есть на свете
за 800 долларов такой замечательный
проигрыватель, как „Arcam Alpha 5
Plus“ с мультибитовым преобразова-
нием.
Так что будем считать, что „Alpha 6“
француженку с пьедестала не согнал,
как и полагается джентльмену, а
скромно расположился чуть ниже.
©
Г. М и к а э л я н
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
35
предыдущая страница 36 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 38 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст