и с п ы т а те л ь н ы й
с т е н д
веиь, не сбив баланс каналов. К счастью, у „Micro Line Drive“
регуляторы имеют общую тягу и при повороте одного дру-
гой поворачивается на точно такой же угол. Баланс каналов
можно изменить, придержав один из регуляторов.
Усилитель мощности „Power Drive“ примечателен воз-
можностью переключения в монорежим (при этом увели-
чивается выходная мощность, но таких усилителей уже и
нужно две штуки). Оригинален и подход Стива Мак-Кор-
мака к „набору“ емкости сглаживающего фильтра блока пи-
тания: вместо того чтобы применять несколько конденсато-
ров большой емкости, Мак-Кормак предпочитает распреде-
лять емкость но критическим точкам, устанавливая множе-
ство конденсаторов не очень большой емкости непосредст-
венно рядом с выходными транзисторами.
Со звуковыми особенностями усилителей „McCormack
Micro" и „Conrad-Johnson PY’IOAL“ в своем тракте познако-
мился Вениамин Михайлович Зуев, о чем он и расскажет в
нижеследующем эссе.
©
С. Таранов
Некоторые загадки звуковых трактов
(„Конрад-Джонсон“ в гостях у трио „Мак-Кормак“)
Давно уже стали расхожими термины: „ламповый звук“
н „транзисторный звук“. Оправданы ли они с научно-техни-
ческой или хотя бы с инженерно-эмпирической точки зре-
ния? Это субъективно-статистически обобщенные понятия
или интуитивные, эмоциональные ярлыки?
Несмотря на обилие прилагательных к слову звук: „тран-
зисторный“, „ламповый“, „английский“ и т. п„ их смысл не
определен еще достаточно ясно, нет и измеряемых парамет-
ров, которые точно характеризовали бы тот или иной тер-
мин. Но массовый слуховой опыт и отчасти реклама утвер-
дили эти названия в нашем сознании, и большинство счита-
ет их вполне научными. Смирились же мы с высокой стои-
мостью „экзотических“ соединительных кабелей, хотя их
электрические характеристики нигде не приводятся. А ведь
роль проводников в звуковом тракте проще понять и опи-
сать. потому что провода проектируются на основе физиче-
ских законов, с заданными заранее параметрами, которые
подтверждаются объективными измерениями. Восхищаю-
щие сейчас слушателей своими звуковыми свойствами меж-
блочные кабели „XLO“ с ортогональной намоткой слоев
структурированной бескислородной меди не являются на-
учным открытием сегодняшнего дня. Еще в 70-х годах авто-
ру этих строк приходилось исследовать подобные кабели в
системах передачи информации высокой достоверности в
звуковом диапазоне частот. Применялось тогда и вакуум-
ное аморфное железо —
этим занимался Московский инсти-
тут прецизионных сплавов. Эра хай-фай-апнаратуры была
эрой коммерческого соревнования традиционных парамет-
ров — и продолжалась до тех пор, пока не был пройден барь-
ер целесообразности: вдруг заметили, что культура слуша-
ния и потребности любителей музыки возросли, а дальней-
шее улучшение параметров, повышая стоимость аппарату-
ры, не улучшает звучание, а иногда и ухудшает его. Нача-
лась эпоха „хай-энда“ —
эпоха приоритета звучания и субъ-
ективных экспертиз. Все схемные решения и технологиче-
ские процессы стали подчиняться одной цели — наилучше-
му звучанию. Разработчики сознательно шли на существен-
ное ухудшение традиционных параметров ради господина
Звука. Он стал некоей одухотворенной субстанцией, несу-
щей индивидуальность мастерства исполнителя, творческий
замысел композитора и накал страстей дирижера.
Легко заметить несоответствие технических характери-
стик цене аппаратов (см. „АМ“ №
4 ( 5) 95. с. 83-110). Воз-
можно, поэтому разработчики аппаратуры не вводят в оби-
ход новых параметров, а по инерции публикуют традици-
онный набор, дожидаясь, пока на них перестанут обращать
внимание. Были попытки обновить параметры еще лет 15-
2 0
тому назад: иногда публиковались переходные характе-
ристики усилителя на реактивной нагрузке, характеристи-
ки ГВЗ (группового времени задержки), требования к коге-
рентности фаз излучателей акустических систем, реакции го-
ловок звукоснимателей на прямоугольный импульс, нали-
чие или отсутствие „trackability“ (способности огибания иг-
лой канавки грампластинки) и т. и. Но вряд ли кому в голо-
ву придет описать фазовую скорость сигнала по слоям меж-
блочного или выходного кабеля, вибрострикционные воз-
мущения в его изоляции или мгновенную векторную диа-
грамму поля в весьма несовершенной кристаллической мик-
роструктуре обычных проводников. Со времени блестяще-
го электрокинегического опыта Тоулмена и Стюарта, час-
тично подтвердившего эмпирический закон Ома. прошло
три четверти века, развилась квантовая физика, материаль-
ная частица - электрон во многих случаях перешла (в умах
физиков) в волну, а где надо —
в бозон и фермион. А для
тривиального ламинарного потока электронов остались
только паяльники, утюги и подобные им устройства. Тем
удивительнее слышать сейчас от авторитетных разработчи-
ков звукотехнической аппаратуры утверждение, что провод-
ники не могут повлиять на свойства звукового сигнала!.
.
После лирико-технического отступления перейдем к опи-
санию нашего хоть и весьма загадочного, но вполне коррект-
ного эксперимента.
Мы выбрали достаточно дорогой (дороже средней цено-
вой категории) трехкомионентный транзисторный усилитель
авторитетной фирмы „McCormack Audio", состоящий из
— блока „Micro Phono Drive“
корректора для головки
ММ (S570):
линейного блока „Micro Line Drive“, работающего и в
пассивном обесточенном режиме — как регулятор громко-
сти, и в активном режиме
как линейный усилитель ($685):
— усилителя мощности „Micro Power Drive“ но 50 Вт на
канал ($1030).
Межблочные соединения осуществлялись кабелями
„XLO Туре 1“ и „Kimber Kable PBJ“. Фонограммы использо-
вались только аналоговые, музыка различных жанров. Аку-
стические системы — динамические, трехполосные с разде-
лительными фильтрами 4-го порядка и когерентной фазой.
На наш взгляд, усилитель обладает типичным, доброт-
ным „транзисторным“ звуком. Отчетливо ощущается высо-
кая разрешающая способность, достаточная чистота тембра,
интонационная выразительность исполнения, четкий бас.
Но при этом формально отчетливая звуковая панорама сжа-
та по глубине. Звучание как бы аскетично, абстрактно.
При переключении линейного усилителя в пассивный ре-
жим звук становится более жестким и сухим, но зато не-
сколько улучшается интонационная проработка музыкаль-
ной фактуры. Предпочтительность пассивного режима пе-
ред активным сомнительна — это дело вкуса. Конечно, этот
усилитель вполне соответствует своей ценовой категории и
превосходит по качеству звука тестировавшиеся нами ра-
нее усилители более низких ценовых категорий.
В следующем опыте линейный блок „Micro Line Drive“
был заменен линейным ламповым усилителем фирмы „Con-
rad-Johnson“ (модель „PV10AL“). Звучание удивительно пре-
образилось. Звук стал исключительно прозрачным, звуковое
пространство увеличилось в глубину и вышло за пределы ко-
лонок, натуральность и живость звука стерли барьеры тех-
ники между музыкой и слушателем. Вместо звукового лю-
бопытства у слушателя появилась эмоциональная захвачен-
26
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
предыдущая страница 27 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 29 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст