и с п ы т а те л ь н ы й
с т е н д
Качество звучания
Источником сигнала при домашнем
прослушивании служил проигрыва-
тель грампластинок „Thorens TD 160
Super“ с тонармом „SM E 3009 R“ и MC-
головкой „Audio-Technica AT30E“,
подключенной к ламповому коррек-
тирующему усилителю без общей об-
ратной связи (каскады, похожие на
„PV10“) и с пассивными цепями кор-
рекции.
Предварительного усилителя нет,
усилитель мощности имеет регулятор
громкости на входе. Усилитель мощно-
сти транзисторный, тоже без общей об-
ратной связи — прототип двух хорошо
звучащих профессиональных усилите-
лей (1,5 кВт и 4 кВт), но в „бытовом“
варианте. Оба этих усилителя (коррек-
тирующий и мощности) я давно и ус-
пешно использую в качестве эталон-
ных при испытаниях различных ком-
понентов схем и элементов тракта зву-
ковосп роизведи I ИЯ.
Испытываемый усилитель „Conrad-
Johnson PV10AL“ включался между
корректирующим усилителем и усили-
телем мощности. Подключение произ-
водилось двумя парами прекрасных ка-
белей „XLO RS Туре 1“. Естественно,
без „PV10AL“ использовалась одна па-
ра „Туре 1“. Акустические системы
модифицированные (другой раздели-
тельный фильтр и провода) „Pecrless",
хорошо знакомые многим российским
любителям домашнего звуковоспроиз-
ведения. АС были установлены на под-
ставках с виброгасителями.
При прослушивании использовались
самые разные диски, по для сравнения
были выбраны два: „Вивальди. 12 кон-
цертов. соч. 12. 1 Musici“ („Philips“),
„Pink Eloyd. The Final Cut“ („EMI“).
Итак, ставим Вивальди.
При включении „PV10AL“ в тракт
звучание приобрело легкую тембраль-
ную окраску с очень плавным подъе-
мом на средних частотах. Этот субъек-
тивно ощущаемый подъем немного при-
ближает звук к слушателю, выдвигает
его вперед (в некоторых музыкальных
программах это довольно приятно), од-
новременно слегка меняя спектральный
баланс, делая его менее плотным и на-
полненным снизу il немного затеняя
тонкие нюансы сверху. Однако этот эф-
фект почти незаметен. Основная разни-
ца по сравнению с прямым проводом:
звучание чуть холоднее и резче, не так
воздушно и легко, не так глубоко и точ-
но в пространственном отношении, HCV
много более плоско и одновременно не-
много более шумно. Не в смысле шума
ламп - его практически нет, — как шум
воспринимается масса сложных звуков,
когда они начинают как бы друг другу
мешать, налезать один на другой.
Ставлю „Pink Floyd“.
Теперь разница между трактом с
„PV10“ и трактом без него значитель-
но больше — и прежде всего в ощуще-
нии пространства. Этот диск в плане
пространственных эффектов записан
совершенно блестяще. Когда между
корректирующим усилителем и усили-
телем мощности оставался только про-
вод „XLO Туре 1“, ощущение простран-
ства становилось почти физическим.
Не просто стереокартина: слева-справа,
ближе-дальше — нет. Звук был везде -
рядом, далеко, высоко. С усилителем
„PV10AL“ в составе тракта часті, этих
удивительных ощущений пропадает, и
звуковая картина превращается в очень
хорошее, но обычное стерео. Тембраль-
ная разница здесь тоже ярче. Голос Гил-
мора стал чуть холоднее, ударные зву-
ки —
менее плотными и тугими. Все
чуть резче. В громких местах записи за-
хотелось убавить уровень звука.
Справедливости ради скажу, что по
мере прогрева усилителя все становит-
ся лучше. Резкость уменьшается и че-
рез пять-шесть часов работы перестает
замечаться. Звуковое пространство то-
же расширяется и углубляется, хотя и
не достигает того же качества, что в
тракте без усилителя, „в обход“. Через
десять часов непрерывной работы раз-
личие сократилась до минимального.
Кроме того, предусилитель чувстви-
телен к месту расположения, и у меня
он лучше всего работал на полу. При
этом и „Thorens“, обычно стоящий у ме-
ня на 65-килограммовом гранитном
блоке и на тумбочке, лучше звучит все
же на полу. Естественно, полярность
включения сетевой вилки небезразлич-
на для звучания усилителя.
Каковы же достоинства линейного
предварительного усилителя „PV10AL“?
Общий характер звука от включения
его после лампового корректора не ме-
няется. После длительного прогрева
тембральная окраска почти отсутству-
ет. Звуки естественные, легкие, откры-
тые, на всплесках громкости нет столь
обычных для усилителей характерных
искажений, зажатое теп. Очень хорошая
динамика, малые собственные шумы,
простота и удобство в обращении. Мож-
но смело рекомендовать ег о для различ-
ных трактов (см. приложение
1
).
Приложение 1
Очень интересны результаты
включения „PV10AL“в чисто полупро-
водниковый тракт, где характер зву-
чаиия кардинально меняется в луч-
шую сторону, во многом приближаясь
к ламповому. Звучание становится
гораздо музыкальнее. Начинаешь слы-
шать множество незаметных рань-
ше деталей, появляется пластика в
звуке, резко возрастает динамика.
Значительно улучшается ощущение
пространства и пространственное
разделение источников звука. Под-
робнее об этих экспертизах напишет
П. Зуев.
Приложение 2
Не могу не рассказать особо про
используемый в этих экспертизах
межблочный кабель „XLO Reference
Series Type 1". Это пока первый из ка-
белей, к звучанию которого трудно
придраться, — а испытал я немало
проводов. Тембрально ровный, без
„провалов" и „вскриков
на отдельных
звуках, очень певучий, почти воздуш-
ный. Звук благодаря ему мягок, без
шероховатостей, чист, тянется и пе-
ретекает. При этом он очень дета-
лен на всех частотах, тонок, нежен
и в то же время плотен, активен,
динамичен, открыт. Все голоса орке-
стра тембрально и пространственно
легко распознаются. Об этом даже не
задумываешься, просто все есть и все
прекрасно слышно. Даже самые тихие
звуки не обрываются, а замирают и
растворяются в тишине, и притом
слышны все отражения в помещении,
где звучала музыка.
На диске „Pink Floyd. Final Cut" вос-
хищает даже не передача простран-
ства, а чувство, что попал в какой-
то совершенно иной мир. Звуки живут
во всем переднем полупространстве и
пронизывают тебя насквозь — про-
сто какая-то звуковая голограмма.
Шума пластинки почти не слыш-
но (с другими кабелями это обычно
совсем не так). Кабель передает мно-
жество деталей, вплоть до тончай-
ших. Например, легкие удары по „та-
релке“ где-то вдали слева, вибрируя,
затухают, рассыпаются в звонкую
пыль. Ни намека на резкость, все ес-
тественно. В общем, если финансовые
возможности вам позволяют, от-
бросьте сомнения и покупайте кабе-
ли „XLO Туре Г.
© С. Куниловский
24
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
предыдущая страница 25 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 27 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст