ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
Аналоговые же источники отсутствова-
ли. Теперь я взял усилитель домой, в
привычные для меня условия, чтобы
получше узнать его особенности и по-
слушать с ним проигрыватель грампла-
стинок.
В редакционной комнате прослуши-
вания наиболее интересным было срав-
нение „PV10AL“ с аналогичным линей-
ным предусилителем „М
2
“ другой, не
менее известной с некоторого времени
и премного уважаемой фирмы — „Au-
dio Note“ (интервью с главой фирмы
Питером Квортрупом было напечатано
в прошлом номере нашего журнала). В
прослушивании участвовали усили-
тель мощности „Audio Note Р2“ и аку-
стические системы „Rogers LS3/5a".
Звучание тракта с каждым из предуси-
лителей было превосходным, но „М
2
придавал звучанию большую теплоту,
наполненность; меньше была тембраль-
ная окрашенность, заметно лучше бас,
точнее и ласковее верх, лучше про-
странственное впечатление. К сожале-
нию, возможности этой системы в це-
лом были сильно ограничены низкой
чувствительностью ,,LS3/5a" и малой
мощностью ,.Р2“, так что с реальной
громкостью звучала только камерная и
другая тихо исполняемая музыка.
Домашнее знакомство с „PV10AL“
началось с прослушивания (оченьуж хо-
телось поскорее услышать звук), и толь-
ко через несколько дней был проведен
анализ конструкции. Однако начну с то-
го, как построен предусилитель „C-J
PV10AL“, в чем его особенности — и за-
ранее предупреждаю, что. возможно, не-
которым читателям подробное описание
конструкции будет неинтересно.
Конструкция
По внешнему виду „PV10AL“ мало
отличается от множества других пред-
варительных усилителей, построенных
с минималистским подходом (то есть
без всяких там регуляторов тембра,
фильтров, переключателей п индикато-
ров). Выглядит он просто и элегантно:
темный корпус, светло-золотого цвета
передняя панель с тремя большими
круглыми ручками и двумя кнопками.
Слева направо: ручка переключателя
входов
с
положениями
„AUX1“,
..TUNER“. „CD“, „VIDEO“ и „AUX2“,
затем
кнопка „ТАРЕ MONITOR/
SOURCE“, потом ручки „BALANCE“ (с
фиксацией в среднем положении) и
„VOLUME“. Далее индикатор-свето-
диод и кнопка включения сети. Боль-
ше ничего, кроме надписи „Conrad-
Johnson“, на передней панели обнару-
жить нельзя.
На задней панели расположены
6
пар „нормальных“, то есть несиммет-
ричных входных разъемов: „AUX1“,
„TUNER“, „CD“, „VIDEO“, „AUX2“ и
„ТАРЕ IN“, —
а также две пары таких
же выходных разъемов „ТАРЕ OUT“ и
„MAIN OUT“. Есть еще держатель пре-
дохранителя и сетевой шнур. Кстати, о
причастности данной модели к лампо-
вым усилителям можно догадаться
только по узкому ряду вентиляцион-
ных отверстий на задней стенке, самих
ламп не видно.
После включения усилитель около
минуты, пока прогреваются лампы, на-
ходится в режиме „MUTE", то есть с за-
корочен ными выходами.
А теперь снимем крышку стально-
го корпуса и заглянем внутрь. Почти
всю внутреннюю площадь занимает
большая печатная плата, на которую
установлены практически все элемен-
ты схемы вместе с переключателями,
регуляторами и разъемами. Исключе-
нием являются только силовой транс-
форматор и сопутствующие ему про-
вода. Значительная часть печатной
платы в районе галетного переключа-
теля входов закрыта установленной на
винтах заглушкой. В предусилителе
„PV10A“ на месте этой заглушки рас-
полагаются элементы корректирующе-
го усилителя.
На печатной плате стоят две (всего
лишь) лампы - двойные триоды ЕСС82
производства Восточной Германии (не
самые лучшие ЕСС82, как говорит мой
опыт), по лампе на канал. Сразу обра-
щает на себя внимание тот факт, что
электролитический конденсатор всего
один, да и тот в цепи выпрямителя на-
кала ламп (не считая еще двух очень ма-
леньких — в цепях, не имеющих ника-
кого отношения к звуку). Все остальные
конденсаторы, включая высоковольт-
ный выпрямитель, — пленочные поли-
пропиленовые большой емкости, с вы-
соким рабочим напряжением и солид-
ных размеров; все это должно положи-
тельно сказываться на качестве звуча-
ния.
Цепи накала ламп питаются стаби-
лизированным напряжением от инте-
грального стабилизатора в корпусе
ТО-3 с радиатором. Отсюда же питает-
ся и интегральный таймер, управляю-
щий реле, которое своими контактами
закорачивает
выходные
разъемы
„MAIN OUT“ на время прогрева ламп
усилителя.
Анодное питание на лампы посту-
пает от высоковольтного диодного вы-
прямителя. в фильтре которого для
улучшения сглаживания пульсаций
используются два громадных полипро-
пиленовых конденсатора по 20 мкФ на
630 В. разделенных в положительной
цепи резистором. К выходу выпрями-
теля подключен транзисторный стаби-
лизатор с источником тока, питающим
цепь стабилитронов, стабилизирован-
ное напряжение с которых через RC-
фильтр с опять же полипропиленовым
конденсатором 4 мкФ на 630 В посту-
пает на базу составного эмиттерного
повторителя. Со второго эмиттера по-
вторителя напряжение +320 В подает-
ся уже собственно на усилительные
каскады правого и левого каналов. Вы-
ход повторителя зашунтирован кон-
денсатором 13,5 мкФ на 450 В.
Собственно усилительный тракт
построен весьма просто. Со входных
разъемов сигнал через галетный пере-
ключатель входов и кнопочный пе-
реключатель „ТАРЕ MONITOR" (с ко-
торого есть выход „ТАРЕ OUT“) по-
падает на регулятор „BALANCE"
(50 кОм, фирмы „Noble“), с движка ко-
торого — на регулятор „VOLUME“
(100 кОм, фирмы „Alps“, размером
27 х 27 мм), отсюда непосредственно,
без всякого разделительного конденса-
тора, на сетку первой половины лам-
пы ЕСС82. В катоде этой лампы стоит
не зашунтированный на звуковых час-
тотах резистор, который создает не-
большую местную отрицательную об-
ратную связь, несколько повышаю-
щую линейность каскада и стабилизи-
рующую коэффициент усиления. С
анодной нагрузки этого каскада сигнал
поступает на сетку выходного катод-
ного повторителя на второй половине
лампы, в цепи катода которого просто
стоят три резистора, соединенных па-
раллельно для увеличения мощности
рассеивания. С катода этого повтори-
теля сигнал через RC-цепь
1
(полипро-
пиленовый конденсатор 4 мкФ на 450
В) и шунтирующие контакты реле (см.
выше) подается на разъемы „MAIN
OUT“. Все. Резисторы, естественно,
используются тоже специальных „зву-
ковых“ типов.
Такое построение позволяет полу-
чить достаточно низкое выходное со-
противление усилителя и благополуч-
но работать с нагрузкой до 10-15 кОм
(однако чем больше сопротивление на-
грузки, тем лучше). U все-таки и в пер-
вом, и во втором каскадах присутству-
ет обратная связь, что чаще всего не
лучшим образом сказывается на зву-
чании усилителя.
1
Для исключения постоянной составляю-
щей на выходе.
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
23
предыдущая страница 24 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 26 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст