-Ц -
-U -
испытательный
стенд
чания этих АС не изменилось — звук чище, нейтральнее,
выразительнее. Послезвучия длиннее, более тягучие, луч-
ше выражены. Звуковое пространство более глубокое, ис-
точники звука лучше очерчены. Бас четче, плотнее и ней-
тральнее. Голос певца естественнее и эмоциональнее.
Третья программа, как наиболее сложная из отобранных
для данного испытания, отчетливее выявила недостатки. К
ним следует отнести ( с учетом „цифрового“ качества источ-
ника сигнала и явно недостаточной для этих АС выходной
мощности усилителя) следующие: звук все же воспринима-
ется как закрытый, лишенный прозрачности, „глухой“
(верхний регистр похож на некое звуковое облачко, весьма
замутнен и ограничен сверху). Звуковое пространство так-
же ограничено — оно несколько отодвинуто назад и зажато
между ДС. Из-за недостаточной прозрачности музыкальные
инструменты — источники звука плохо читаются: одни как
бы вылетают из общей звуковой массы, другие в этот мо-
мент совсем сливаются. Однако тембрально (если не обра-
щать внимание на ограниченность сверху) звучание этих АС
сбалансировано наилучшим образом.
2. „Spica ТС-60“
Первая музыкальная программа: звучание этих акусти-
ческих систем по сравнению с „Rogers LS3/5a“ восприни-
мается как более масштабное, бас более глубокий. Однако
мешает некоторая простоватость, грубоватость звука. Бас
глубже, но менее четкий, чуть подгуживает; верх сипловат
и выпячен вперед. Есть тембральная окраска — по-видимо-
му, она вносится корпусом в области „мидбаса“. Звуковое
пространство более плоское, расположение источников зву-
ка передается менее ясно и четко, чем у АС „LS 3/5а“, хотя
и неплохо. При демонстрации стереоэффекта (дорожка 10
на „Stereophile Test CD3“) колокольчик звучит более плос-
ко, чем с „LS 3/5а“, сипловато и не так углубляется в звуко-
вое пространство. Перебор струн гитары скомпрессирован
по сравнению с „LS 3/5а“ и звучит не столь звонко.
При прослушивании второй программы сильнее прояви-
лась тембральная окраска в разных областях звукового спек-
тра: возникла некоторая шепелявость на верхних частотах,
при том что звук глуховат — самый верх пропадает, — но с
присвистом, будто у певца не все зубы во рту. Далее следует
провал на стыке между высокими и средними частотами. В
области низких частот ощущается некоторая гулкость — по-
видимому, из-за фазоинвертора. При этом звучание „ТС-60“
достаточно открыто и ярко. Послезвучия выражены хуже,
чем у „LS 3/5а“, — звуки быстрее затухают, вообще харак-
тер звука суховатый.
Звучание третьей программы с этими АС, пожалуй, под-
твердило результаты сравнения с „LS 3/5а“: довольно силь-
ная тембральная окраска, ощущаемая как провал между сред-
ними и высокими частотами. Динамика выражена несколь-
ко лучше — видимо, благодаря большей чувствительности
этих АС; орган, например, звучит сильнее и масштабнее.
3. „TDL NFM“
Звучание этих совсем недорогих АС ясное, четкое, от-
крытое, но гулкое. Главный их недостаток видится мне в
том, что они словно добавляют в музыку искусственную ре-
верберацию, причем во всем звуковом диапазоне. Особенно
мешает гулкость баса (причина, по-видимому, фазоинвер-
тор): из-за нее он расплывается и иногда забивает другие зву-
ки, делая звучание в целом менее четким и прозрачным, да-
же пространственное расположение источников звука по
этой причине определить трудно. Колокольчик слышен не
только там, где он в данный момент находится, но отклика-
ется во всем звуковом пространстве. К достоинствам следу-
ет отнести хорошую интегрированность звука — области
средних и высоких частот хорошо сопрягаются во времени
(а образы инструментов — в пространстве), иногда даже луч-
ше, чем у „Rogers LS 3/5а“. Если бы не пресловутая гул-
кость, которая проявляется также и в области „мидбаса“ (ви-
новата недостаточная жесткость корпуса), то эти акустиче-
ские системы были бы сравнимы с „Rogers LS 3/5а“.
При прослушивании второй программы АС „Near Field
Monitor“ производят менее яркое впечатление — звук бо-
лее „дешевый“, простой. Бас как будто обрезан, нижняя его
часть отсутствует, зато оставшаяся продолжает гудеть. Сред-
ние и высокие частоты также заметно хуже: голос певца вы-
двинут вперед, но он какой-то „мелкий“, тонкий — не хва-
тает плотности и грудных интонаций. Остается впечатление,
что в области средних и высоких частот эти АС имеют пики
и провалы АЧХ довольно большой ширины, которые нару-
шают цельность звучания.
Когда установили эти системы на подставки „вверх но-
гами“ (так, чтобы низкочастотный динамик находился свер-
ху, над высокочастотным), все стало намного лучше — бас,
перебор струн и даже голос (появились грудные интонации).
Звучание гитарной струны плотнее, острее атака. Звуковое
пространство тоже лучше — глубже и рельефнее.
Когда проигрывалась третья программа, система „TDL
NFM“ продемонстрировала наиболее „открытое“ звучание.
Масштаб звукового пространства меньше, но, если помнить,
сколь малы эти АС, впечатление остается сильное. Распо-
ложение источников звука в пространстве весьма странное:
как будто с отдаленной от слушателя звуковой сцены вы-
двигаются вперед отдельные звуки из области средних, в
меньшей степени — высоких частот и, „прокричав“, опять
исчезают обратно. Правильнее всего звучит орган — басо-
вые тянущиеся ноты получаются лучше, чем короткие, от-
рывистые.
Выводы
Если руководствоваться только критерием качества зву-
чания, то несомненным фаворитом по результатам прове-
денных испытаний следует назватьАС „Rogers LS3/5a“. Они
меньше других вносят тембральную окраску, какая бы му-
зыка ни прослушивалась, в их исполнении звуковое про-
странство выражено лучше, масштаб его впечатляющ для
таких маленьких акустических систем; звучание отмечено
ясностью и четкостью баса, хорошей детальностью. Основ-
ной их недостаток — крайне низкая чувствительность и,
как следствие, ограниченный динамический диапазон и по-
вышенная требовательность к подбору усилителя.
По соотношению между качеством звучания и ценой сле-
дует предпочесть „TDL NFM“, как акустические системы
очень малого размера, позволяющие получить приемлемое
качество звучания, особенно не очень сложной музыки. Ус-
танавливать их на подставки следует „вверх ногами“, так
чтобы низкочастотный динамик был выше высокочастотно-
го, — звучание станет намного лучше.
©
С. Куниловскии
© С. Банысовский
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
21
предыдущая страница 22 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 24 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст