ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
нельзя ставить вплотную к стене. В довольно подробной ин-
струкции по эксплуатации описаны способы подключения
к усилителю: обычный, двумя парами проводов (bi-wiring)
и к двум усилителям мощности (bi-amping) — у „ТС-60“ две
пары входных разъемов. Несколько страниц уделено пра-
вильной расстановке АС в комнате: уменьшению ранних от-
ражений, борьбе с влиянием стоячих волн, подбору опти-
мального места прослушивания.
Производитель рекомендует прогревать АС как мини-
мум 20 часов, мы на всякий случай грели их раза в два доль-
ше. В нашей комнате (см. „АМ“ № 4 (о) 1995, с. 11-12) АС
располагались на специальных подставках „Spica Gravity
Loudspeaker Stands“ на расстоянии приблизительно 1,5 м
от задней стены. Расстояние между АС составляло около
1,8 м, а слушатели находились примерно в двух метрах от
АС, по центру, и от противоположной стены их отделяло
около метра.
Низкочастотное оформление
закрытый корпус
Материал корпуса
многослойная пропитанная
демпфированная фанера (березовая)
Частотная характеристика (по уровню -3 дБ)
70 Гц— 20 кГц
Входное сопротивление
11 Ом
Чувствительность
87 дБ/Вт/м
Номинальная мощность
30 Вт
Максимальное звуковое давление
99 дБА (на расстоянии 2 м от пары АС)
НЧ/СЧ-громкоговоритель
автоматически отобранный по строгому полю
допусков и проверенный „KEF В110“ (диаметр 110 мм)
ВЧ-громкоговоритель
автоматически отобранный по строгому полю
допусков и проверенный „KEF Т27" (диаметр 19 мм)
Разделительные фильтры
„KEF/ВВС FL6/38-2128“, 26 точно подобранных
компонентов, проверенных автоматически
Рекомендуемая мощность усилителя
25-100 Вт на канал
Габаритные размеры
30 см х 19 см х 16 см
Масса
5,5 кг
Отделка натуральным шпоном:
красное дерево, орех, черное дерево, клен
Мало кто станет спорить, что государственная (британ-
скокоролевская?) радиовещательная корпорация „ВВС“
представляет слушателям программы классической музы-
ки, непревзойденные как по техническому, так и культур-
ному качеству. Забота государства (и деньги налогоплатель-
щиков) вылилась в конце 60-х годов в создание научно-ис-
следовательского центра. Были приглашены лучшие инже-
неры, в том числе и электроакустики. По заказу „Би-Би-Си“
были разработаны акустические системы — студийные мо-
ниторы для контроля звукорежиссером качества вещания
или записи. Самый миниатюрный монитор „Ьв 3/5а“ был
создан при участии Раймонда Кука, основателя фирмы
„KEF“. Права на разработку были оставлены за „Би-Би-Си“,
которая выдавала лицензии на производство этих АС хоро-
шо „проверенным“ производителям. К примеру, фирма
„Rogers“, запустив „LS 3/5а“ в производство в начале 70-х,
к 1995 году изготовила около 50 тысяч пар этих АС.
История „LS 3/5а“ окутана туманом времени и облака-
ми легенд.
Само название, тем не менее, прозаично. „LS“ означает
„loudspeaker“, то есть „громкоговоритель (АС)“, цифра „3“
определяет назначение изделия как монитора для выездных
записей или вещания (скажем, в передвижных аппаратных,
тонвагенах) . „/5“ — это порядковый номер модели, а бук-
ва „а“ означает, что в исходной конструкции были однократ-
но проведены некоторые технические усовершенствования.
Если бы „Би-Би-Си“ пришло в голову усовершенствовать
„LS 3/5а“ еще раз, то название АС изменилось бы на „LS 3/
5Ь“, но это маловероятно, как мы объясним ниже.
„LS 3/5а“ относится к мониторам категории
I I .
Катего-
рия
II
подразумевает ограниченный объем студии, не позво-
ляющий применить мониторы категории I (к которым от-
носятся „LS 5/8“ и „LS 5/9“). От мониторов категории I тре-
буются компактность и правильность передачи тембров и до-
пускаются некоторые уступки в области воспроизведения
низких частот и максимального звукового давления. То есть
им необязательно „играть“ громко и передавать нижние ре-
гистры органа. Это понадобится уже при сведении фонограм-
мы в студии — на то есть студийные мониторы.
Поначалу „Би-Би-Си“ выпускала „LS 3/5“ сама — в
очень малых количествах. В 1974 году лицензию на произ-
водство получила фирма „Rogers“. В АС применялись гром-
коговорители фирмы „KEF“: низкочастотный с диффузором
из пропитанного бекстрена и высокочастотный с куполом
из майлара.
Первая выпущенная партия породила первые проблемы.
За время от разработки до производства возникли некото-
рые изменения в технологии изготовления и в конструкции
громкоговорителей. Резонансные характеристики корпуса
АС оказались не слишком подходящими для НЧ-головки
„KEF В-110“. Конструкция корпуса подверглась соответст-
вующим изменениям. Заднюю панель сделали несъемной,
начали применять только березовую фанеру, демпфирован-
ную несколькими слоями битумно-резиновых плит. Сам
НЧ-громкоговоритель стал монтироваться на полихлорви-
ниловую прокладку, обеспечившую частичную развязку от
передней панели и лучшую герметизацию корпуса.
Пришлось заняться и ВЧ-головкой „KEF Т-27“. Для за-
щиты от механических повреждений надо было установить
защитную сетку-колпачок над мембраной. После небольшой
доработки подошла защитная сетка от головки „HF2000“
фирмы „Celestion“. Толстая фетровая рамка вокруг ВЧ-го-
ловки помогла уменьшить влияние интерференции на кра-
ях корпуса — ведь излучающая поверхность „Т-27“ доволь-
но мала и излучение близко к ненаправленному.
Было тщательно изучено влияние общей защитной и де-
коративной сетки АС, материал и форма которой были по-
добраны так, чтобы обеспечить ровную частотную характе-
ристику в области верхних средних частот.
Все эти изменения заставили заняться и переработкой
разделительных фильтров.
Результатом исследований стала модель „LS 3/5а“. Так
как исходная модель „LS 3/5“ была выпущена в количестве
20 штук, особого ущерба никто не понес.
2
Есть такой монитор — „LS5/9"; в названии этой модели цифра
„5“ обозначает использование АС в студийных условиях.
АУДИО МАГАЗИН 1/19%
15
предыдущая страница 16 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 18 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст