и с п ы т а т е л ь н ы й
с т е н д
ip
і
ТОРЖЕСТВО МАЛЫХ ФОРМ
АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ „Spica ТС-60“, „Rogers LS 3/5а“ , ,,TDL Hear Field Monitor“
„Spica ТС-60“
($940)
Низкочастотное оформление
Частотная характеристика (по уровню -3 дБ)
НЧ-громкоговоритель
ВЧ-громкоговоритель
Входное сопротивление
номинальное
минимальное на частоте 10 кГц
Чувствительность
Мощность
долговременная
пиковая
Габаритные размеры
Масса
фазоинвертор
48 Г ц - 20 кГц
с полипропиленовым конусным
диффузором диаметром 165 мм
с пропитанным тканевым
куполом диаметром 25 мм
60м
5,60м
87 дБ/Вт/м
60 Вт
120 8т
2 9 см х 5 4 см х 2 7 см
11,8 кг
„Spica ТС-60“ — акустические системы, предназначен-
ные для установки на подставки или на полки. Для такого
класса АС габариты „ТС-60“ довольно велики. Системы име-
ют весьма характерный внешний вид и (со снятыми защит-
ными сетками) сразу выделяются своей наклонной перед-
ней панелью и внушительной толщины фетровой наклад-
кой вокруг обоих динамиков. Вокруг НЧ-громкоговорите-
ля вырез по контуру, а вокруг ВЧ-головки — вырез слож-
ной елочкообразной формы. Видимо, разработчики приня-
ли меры к устранению ранних отражений от передней пане-
ли корпуса, а также попробовали воздействовать на харак-
теристику направленности (и на частотную характеристи-
ку звукового давления на оси) за счет управления дифрак-
цией вокруг излучателей.
Аббревиатура „ТС“ в названии акустических систем рас-
шифровывается как „Time Coherent“, то есть „фазокогерент-
ные“. Чтобы объяснить смысл этого заявления, придется
сделать небольшой экскурс в историю электроакустической
метрологии.
Споры о том, какими должны быть измерения, какие из
полученных объективных данных несут полезную инфор-
мацию и как все это связано с качеством звука, ведутся дав-
но. Изучая параметры акустических систем, опытный раз-
работчик, в общем-то, способен почерпнуть немало полез-
ной информации и даже сделать определенные предположе-
ния о поведении АС, скажем в области самых нижних вос-
производимых частот. Электроакустическая метрология (в
отличие, например, от традиционных измерений в усили-
телях) позволяет хоть в малой степени связать параметры
/ ч
объективные (измеренные) с субъективными (полученны-
ми при прослушиваниях).
Среди электроакустических параметров издавна были
выделены два главных: амплитудно-частотная характери-
стика уровня звукового давления на оси излучения в заглу-
шенной камере (и родственные характеристики, измеряе-
мые при отклонении от акустической оси: АЧХ под разны-
ми углами в вертикальной и горизонтальной плоскостях, в
полярных координатах, интегральная характеристика в
сфере или полусфере — акустическая мощность — и т. д.) и
частотная характеристика модуля полного входного сопро-
тивления. Чуть позднее стали обращать внимание на фазо-
вые характеристики этих же параметров. Истолковать фа-
зовую характеристику импеданса довольно легко (опреде-
ляется характер нагрузки: емкостной, индуктивный, рези-
стивный), а вот фазовая характеристика звукового давле-
ния скорее может указать на грубые ошибки в расчете фильт-
рующих цепей, чем сообщить нам что-нибудь о качестве зву-
чания, совместимости с усилителями и т. д.
Фазовые характеристики в целом предназначены для
изучения поведения системы во времени. Сравнительно не-
давно выяснилось, что весьма наглядной формой представ-
ления такого поведения являются характеристики на им-
пульсном сигнале (см., например, „АМ“№ 3(4) 1995, с. 28).
Упрощенно говоря, по ним можно определить, насколько
синхронно ведут себя громкоговорители АС (скажем, НЧ и
ВЧ), не опережает ли один другой во времени. Важность вре-
менного совпадения звуковых давлений, создаваемых гром-
коговорителями АС, тоже пока остается предметом споров.
Получившие традиционное воспитание британские конст-
рукторы уповают в первую очередь на благородство ампли-
тудно-частотных характеристик, после которых, по их мне-
нию, доводка звучания „на слух“ — уже дело техники и опы-
та. Американская школа в последнее время сильно увлек-
лась головками громкоговорителей, разность хода звуковых
волн между которыми скомпенсирована во времени. Самый
простой (и, значит, самый хай-эндный?) способ компенса-
ции по времени —
это разнести громкоговорители на нуж-
ное расстояние в пространстве! Без ущерба для элегантно-
сти форм АС этого можно достичь, предположим, при по-
мощи наклонной передней панели. Так делает „Thiel“. Так
делает „Spica“, ныне подразделение американской фирмы
„Parasound“.
Конечно, пространственное разделение громкоговорите-
лей в корпусе АС — не единственная причина возникнове-
ния фазовых искажений (см.:
И. А. Алдошина, А. Г. Войш-
вилло.
Высококачественные акустические системы и излу-
чатели. М., „Радио и связь“, 1985). Судя по рекламной ли-
тературе, разработчики „Spica“ уделили повышенное вни-
мание и оптимизации разделительных фильтров. Это по-
хвально, но результат все же оценит слушатель — в реклам-
ном проспекте можно написать что угодно1.
Выходное отверстие трубы фазоинвертора у „ТС-60“ на-
ходится на задней панели. Это легкий намек на то, что АС
1
А потом, на радость составителям рекламных проспектов и на горе
читателям, какой-нибудь обозреватель аккуратно перепишет в свою статью:
„Фазокогерснтые колонки фирмы „XYZ“ характеризуются естественным
тональным балансом при прослушивании на разных уровнях громкости“.
14
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
предыдущая страница 15 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 17 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст