Mi l l
ПОЧТА
В технической ли тературе м не встречались
следую щ ие дан н ы е: см ещ ен и е ц ен тральн ого
отверсти я гр ам п л асти н к и от геом етри ч еско-
го ц ен тра на 0 ,1 мм м ож ет в ы зв ать у вел и ч е-
ние д етон ац и и на 0 ,1 - 0 ,1 5 % , а см ещ ен и е на
1 мм (что, к со ж ал ен и ю , б ы вает очен ь час-
то) — на 1% и более. Ч асто м о ж н о встрети ть
в и н и ловы е д и ск и и с более зн ач и тел ь н ы м
эксц ен три си тетом .
Б о л ее того, у м н о ги х гр а м п л асти н о к этой
категори и кач ества д и ам етр о тверсти я несо-
ответствует стан д ар ту (7 ,2 ’°'09 м м ), что не
п озволяет точно по ц ен тру у стан ав л и в ать их
на д и ск е п р о и гр ы в а тел я и в ы зы в ает д о п о л -
н и тел ь н ы е р а д и а л ь н ы е б и е н и я и д е т о н а -
цию .
П ри этом устран и ть и ли к ак-ли бо м и н и м и -
зировать у к азан н ы е недостатки гр ам п л асти -
нок в д о м аш н и х у сл о в и ях п р ак ти ч еск и не
представляется возм ож н ы м .
П рослуш и вая т а к и е д и ск и на сам ой иде-
альной вертуш ке, без труда м ож н о услы ш ать
„плавание" зв у к а . О собенно это зам етн о при
п рослуш ивании зап и сей м ед л ен н ы х м у зы -
кальны х п ассаж ей, р о я л я , а т а к ж е на д орож -
ках , расп олож ен н ы х б л и ж е к ц ен тру д и ск а.
По моим наблю дениям , т ак и м и деф ектам и
страдает больш инство гр ам п л асти н о к м ассо-
вого производства, в св я зи с чем п р ед став л я-
ется наиболее вероятн ы м , что в огром ном к о -
личестве ви н и ловы х д и ско в, н ак о п л ен н ы х в
фонотеках энтузиастов, преобладаю т им енно
такие грам п ласти н ки .
Т аким образом, затр ати в м ассу врем ени и
сил на доводку п ро и гр ы вател я и н еск о л ьк о
снизив коэф ф ициент детон ац и и , м ож но си л ь-
но разочароваться в к о н еч н ы х р езу л ь тат ах ,
когда окаж ется, что п ол о ж и тел ьн ы й эф ф ект
доработки несоизм ерим о м ал в сравн ен и и с
отрицательны м эф ф ектом эк сц ен тр и си тета
грампластинки.
Величина детонации, которую в ы зы вает
„косая“ грам пластинка (до 1% и более), м о -
ж ет оказаться сущ ественно вы ш е собствен-
ной детонации даж е посредственной вертуш -
к и (0 ,0 7 -0 ,1 % ).
Д ругое дело, если и м еется в о зм о ж н о сть
п риобретать или брать н ап р о к ат гр а м п л а -
сти н ки так назы ваемого аудиоф ильного к а -
чества, производим ы е таки м и ф и рм ам и , к ак
„S h effield L ab.“, „M obile F id elity “ и т. п. Т а -
ки е ди ски прессую тся с особой тщ ател ь н о -
стью и точностью и ти раж и рую тся в о гр ан и -
ченны х коли чествах. Ц ены на н и х, к а к п ра-
вило, сущ ественно вы ш е цен на ком п акт-ди с-
ки . Но владельц ы „Э лектрон и к“ вряд ли м о-
гут позволить себе так у ю р оскош ь.
К вопросу о субъективной эксп ерти зе. Э кс-
перименты в области п си хоакусти ки п о к азы -
ваю т, что слуховая н ам ять челов ека, особен-
но на н езн ачи тельн ы е, м алозам етн ы е детали
и ню ансы в зву ч ан и и , сп ец и ф и чн а, о чен ь к о -
ротка и д л и тся обы чно не более н еск о л ьк и х
секунд. И сходя из этого ясно, что с у веренно-
стью зам ети ть и к орректн о оп и сать едва р а з-
личим ую разницу в звучан и и , нап ри м ер, р аз-
ны х моделей кабелей или проигры вателей CD
м ож н о л и ш ь при условии п ракти ч ески м гн о-
венного перехода с одного тестируем ого к о м -
понента на другой (естественно, при н еи зм ен -
ности звуков ой п рограм м ы и д руги х состав-
л яю щ и х си стем ы ).
У ч иты вается л и эк сп ер там и ж у р н ал а д ан -
ное обстоятельство при п роведени и су б ъ ек -
ти в н ы х эк сп ер ти з?
Р . S. Н а второй стран и ц е облож ки д ек аб р ь-
ского ном ера „А М “ (№ 4 (5) 95) в р екл ам е п ро-
и гры вателей ко м п акт-д и ско в ф и рм ы „S ony“
допущ ена неточность — под ф отограф ией про-
и гр ы в ател я в левой к о л о н к е (вторая ф отогра-
ф и я снизу) указан о, что это м одельД Л )Р -561".
О дн ако р асп о л о ж ен и е органов у п р ав л ен и я,
д и ск о загр у зч и к а и ди сп лея на передней п ан е-
л и п рои гры вателя, изображ енного н а этой ф о-
тограф ии, не соответствует указанной модели.
В дей стви тельн ости у п ро и гр ы вател я „CDP-
5 6 1 “ расп олож ен и е органов у п р ав л ен и я, д и с-
к о загр у зч и к а и д и сп л ея так о е ж е, к а к и у м о-
дели „C D P-761“ . В частности, ди скозагрузчи к
и ди сп лей у „CD P-561 “ располагаю тся в левой
части передней п ан ели , один над д руги м .
А . Б л аго н р аво в, М осква
Ваш постскриптум обращен к фирме „Sony",
будем надеяться, что она и ответит. - реклам -
ш й материал был представлен нам фирмой уже
в готовом виде, с фотографией и подписью.
Описанное вами свойство звуковой памяти
при проведении наших слуховых експерти:) не
учитывается, потому что не имеет отношения
к оценке аппаратуры как средства воспроизве-
дения музыки. Не так уж плоха человеческая
слуховая память, а действительно существую-
щая кратковременная се часть замечает ту
разницу, которая как раз несущественна.
Что же касается грампластинок, т у т Вы
правы
и этот носитель несовершенен.
С. Таранов
Эксперименты в области психоакустики по-
казывают среднестатистические данные чело-
века. Эксперты, как и звукорежиссеры, подвер-
гаются специальному объективному тестиро-
ванию (есть международные рекомендации), в
том числе проверяется их способность запоми-
нания тембрального баланса (частотных ха-
рактеристик) и уровня громкости. Среди нас
есть и музыканты, и профессиональные звуко-
режиссеры, и разработчики различных звеньев
звукового тракта. Ну, и совсем мелочь: псе мы
фанатически любим и всю .жизнь слушаем му-
зыку — самых различных ж анров, но обязатель-
но с яркими исполнителями.
В. Зуев
Отвечаю на вопросы, касающиеся детонации,
возникающей при проигрывании отечественных
грампластинок.
Во-первых, напомню, что детонация звука
имеет две составляющие:
wow (или детонация 1-го рода). 1:е связыва-
ют с колебаниями частоты сигнала
в
диапазоне
от 0,1 до 10 Тц. Э тот вид детонации вызывает
ощущение подвывания или питания звуки:
- flutter (шш детонация 2-го рода). Ее свя-
зывают с колебаниями частоты сигнала от 10
Гц и выше. Вызывает ощущение дрожания мір-
ка.
Наиболее заметной является детонация 1-го
рода, особенно с частотами колебаний от 2 до
7
Гц. В этом диапазоне детонация медленных
пассажей на рояле слышна уже при коэффици-
енте 0,06%, однако при частоте 0,5 5 Гц (та-
кая частота обусловлена эксцентриситетом
грампластинки) слушатель может заметить
детонацию при величине 03% и более.
Подробно о восприятии детонации мож но
прочитать в ставшей уже классической рабо-
те:
Sakai Н.
Perceptibility of Wow and Flutter. -
JAES. 1970, v. 18, M 3, p. 290-298.
Чтобы интересующая читателя детонация
не была слышна - в первую очередь на внут-
ренних канавках грампластинки, — ее эксцен-
триситет не должен превышать 0,2 мм. Кол-
лекционеры звукозаписей хорошо знают, как уб-
рать эксцентриситет грампластинки. Снача-
ла с помощью круглого надфиля нужно слегка
расширить центральное отверстие грампла-
стинки. затем, установив ее на вращающийся
диск проигрывателя, добитым с помощью ног-
тя минимального „гуляния“ канавок вдоль ра-
диуса диска.
Теперь о пользе доработок проигрывателя. Ес-
ли вы внимательно прочитали мою статью, то
должны заметить, что речь в ней идет не о со-
тых долях процента (как вы пишете в письме),
а о величинах порядка 0,5% и более.
А. Лихницкий
♦ ♦♦
...П о п оводу и зл о ж ен н о го г-ном П и тером
К вортруп ом м огу ск а з а т ь то л ь к о одно — все
п р авд а, к р о м е, на м ой в згл я д , не совсем вер -
ного п он и м ан и я п ричин лучш его кач ества за -
писей 5 0 -6 0 -х гг. Р ан ьш е лучш е готовили ф о-
нограм м ы
- н е б ы л о д и к о го м и к ш и р о в ан и я ,
м н о ж ества н ал о ж ен и й и м о тан и й с д о р о ж к и
н а д о р о ж к у , в атм осф ере зап и сей не висели
Ч еш и р ск и м и К отам и н алож ен н ы е п озж е зву-
к и . Н о си тел ь (CD ли бо п л асти н к а) в п р и н ц и -
п е т у т не п р и ч ем . С детства я , о д н ако , рос на
л ам п ах . У верен, что от тран зи сторн ой тех н и -
ки
вообще
н е л ь зя тр еб о вать бо л ьш его , чем
„ о тл и ч н а я п ередача „ в и зу а л ь н о й “ стороны
зв у к а “ , то есть — д етал ьн о сти , гл у б и н ы , ш и -
р и н ы „сц ен ы “ и, в сл у ч ае п р ям о й зап и си без
д ал ь н ей ш и х н ал о ж ен и й , пространственного
р асп о л о ж ен и я и сточ н и к ов. М оя си стем а п о-
зв о л я ет п р о ан ал и зи р о в ать, где, к а к и н а чем
б ы ли с д елан ы зап и си , — но сам о ее зву ч ан и е
у ж асн о . У тех ж е л ам п о в ы х тр ак то в гар м о -
н и ч ес к и е и с к а ж е н и я в ы ш е 3-й гар м о н и к и
п росто отсутствую т, а тр ан зи сто р ы вы даю т
все вп лоть до второго д е с я т к а — п р ям о рой
п чел в в и ск ах . П оэтом у и х зв у к вреден д л я
зд о р о в ья — сп роси те к о ш ек .
П р и вет К вортрупу! С к а ж и те ем у, что я м о-
гу „п о м ы сл и ть“ н ем ы сли м ое. Т ем но. К ом н а-
та. В н ей слон . Н оч ь. Н еп огода. К вар ти р а р а-
бочего И в ан о в а .
..
Р . П аш а р и н , М осква
Р е д а к ц и я о став л я ет за собой право
р ед а к ти р о в ать и с о к р ащ ать п и сьм а
ч и тател ей .
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
11
предыдущая страница 12 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 14 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст