П росто ди ву д аеш ься , к а к у м у д р и л и сь то в а-
ри щ и и з Т аганрога в одной разработке р еал и -
зовать сто л ько „ азб у ч н ы х “ ляп ов! [.
.. ]
Н . Т р о ш к и н , М осква
1. В отношении выбора головки звукоснима-
теля. Головка „Корвет-008“, которую вы уже
давно используете, была разработана в 1975 г.,
то есть в то время, когда разработчики отав-
ное внимание уделяли механическим парамет-
рам подвижной системы, и в этом смысле „Кор-
вет-008“, безусловно, лидер среди отечествен-
ных головок. То, что на качество звучания голов-
ки может оказывать влияние конструкция пре-
образователя колебании иглы в электрический
сигнал, было осмыслено только в конце 70-х гг.
За последнее десятилетие удалось внести
я с -
н ость
и в другие вопросы. Наверное, поэтому це-
ны головок за это время перевалили отметку в
1000 долларов. Однако именно сейчас, на зака-
те LP, можно сформулировать основные тре-
бования к параметрам и особенностями колет -
рукции головки, выполнение которых гаранти-
рует ее удовлетворительное звучание.
а) Приведенная к кончику иглы масса подви т ■
ной системы (effective mass of stylus) долж на
быть меньше 1 мг. К сожалению, данные
об
эф-
фективной массе перестали приводить в спра-
вочных данных на выпускаемые головки, но это
не беда, так как величину приблизительно мож-
но оценить по Iхимеру иглы и иглодержателя. Jit я
сравнения: эффективная масса подвижной сис-
темы головки „Ко/гвет-ООВ" находится в преде-
лах от 0,5 до 1мг.
б) Вопуюизводя
1
цая игла должна иметь мак-
симальную площадь контакта с канавкой грам-
пластинки. Форма контакта должна iсметь вид
линии, перпендикулярной направлению канавки.
()днако след этого контакта не должен дости-
гать дна и верхнего края канавки. Требуемый след
лучше всего обеспечивают иглы типа .fine line“.
Выполнение обоих требований гарантирует
небольшую величину нелинейных искажений и
шума в области высоких частот, а также о т-
сутствие дребезга при воспроизведении близких
к центру грампластинки канавок.
в) Теперь об указанной в паспорте на головку
прижимной силе (trackingforce).
При испошювании игл типа fine line" эта си -
ла не должна превышать 2 г (20 мН), а в случае
сферических или эллиптических игл - 1,5 г (15
мН). Большее значение прижимной силы вызо-
вет остаточную деформацию канавки и, как
следствие, повышенный износ грампластинки.
Меньшее значение (<0,75 г) также нежелатель-
но, потому что игла начинает отслеживать не
только кривизну канавки, но и засевшие в ней
микрочастицы и пыль.
Хочу еще раз обратить Паше внимание, что
речь идет о величине прижимной силы, которая
указана в паспорте на головку. О том, какое зна -
чение этой силы следует устанавливать в про-
игрывателе и как отрегулировать антискей-
тинг. будет рассказано подробнее о следующем
номере
г)
Динамическая гибкость иглы (dynamiccom-
pliance of stylus) также имеет оптимум где-то
в районе 15мкм/мН. Большее значение гибкости
является причиной неустойчивости звукосни-
мателя при воспроизведении покоробленных
грампластинок или при низкочастотных вибра -
циях электропроигрывателя (особенно когда
масса головки и ее держателя велика), а мень-
шая приводит к ухудшению артикуляции баса
и к искаж ениям огибания канавки на средних
частотах.
д)
Преобрекюватель головки (имеются в виду
все типы магнитно-электрических ММ, M l и
МС) должен и меть максимум магнитной индук-
ции и минимум длины провода его обмоток, при
этом неважно, что и относительно чего дви-
жется.
Именно преобразователь головки отвечает за
пространственное впечатление, за ясность и
выразительность звучания.
Если бы мне снова пришлось разрабатывать
головку „Корвет", то, скорее всего, она была бы
МС (с высоким уровнем выхода). Однако бодли-
вым коровам бог рог не дает
видимо, поэтому
отечественная головка,удовлетворяющая пере-
численным требованиям, так и не родилась.
По этой причине, отвечая на Ваш вопрос, я
вынужден рекомендовать зарубежную МС-го-
лонку с высоким уровнем выхода, например „Blue
Point" фирмы „Sumiko
($150).
Эта головка великолепно передает глубину и
ширину пространства, динамику и ясность
обеспечивает во всем диапазоне частот. Жест-
коватость в средневерхнем регистре не меша-
ет получать удовольствие от прослушивания
записей с помощью этой головки. Главным ее не-
достатком можно считать предусмотренную
и конструкции возможность перехода от Р-
mount к стандартному креплению через пере-
ходник. Э тот недостаток можно исправить
следующим образом: выбросить переходник, а
вместо него к корпусу головки приклеить ушки
(изготовленные, например,
из
эбонита) и закре-
пить головку и держателе Ылычным способом.
2. Пожелание в отношении усилителя мощ-
ности и предостережение, насчет „Прибоя" я
учел даже не дожидаясь Вашего письма (см. ста-
тью в этом номере). Применение в предлагае-
мом усилителе выходных ламп 6РЗ-1 - это. как
вы догадались, компромисс, в результате кото-
рого удилось использовать практически без пе-
ределок силовой и выходной трансформаторы
„Прибоя".
Если самодельщики не будут разочарованы
звучанием изготовленного по моим рекоменда-
циям усилителя мощности, я готов в следующем
за апрельским номере журнала описать коррек-
тирующий усилитель на отечественных лампах
собственной разработки.
А. Лихницкий
Вопрос № 2. Действительно, была такая мо -
да па увлажненное проигрывание. Это заманчи-
во — снимается электростатический заряд, а
заодно и пыль, паузы становятся бесшумными.
Фирма „Еепко“ выпускала даже специальное
приспособление с капиыярной трубкой, требуя
применения дважды дистиллированной воды.
Выпускавшиеся примерно до 1970-х годов диски
имели в составе массы водоотталкивающие
компоненты и потому терпели контакт с вла-
гой без заметных последствий. Да и аппарату-
ра тех.лет не в состоянии была воспроизвести
все тонкости фонограммы. Качество записи то -
го времени было значительно выше качества до-
машнего звуковоспроизведения. Совершенство-
вание бытовых систем, особенно проигрывате-
лей и звукоснимателей, потребовало усовершен-
ствования носителей записи. Изменились физи-
ческие и химические свойства грампластинок.
Современная виниловая масса, особенно в се-
риях „Ультра хай саунд" и „Супераналог“, поч-
ти не обладает водоотталкивающими свойст-
вами, и даже влаж ность воздуха стала вредно
влиять на фонограмму. Влага, диффундируя
внутрь массы, вызывает тангенциальное по-
верхностное напряжение, деформирующее мик-
ропрофиль канавки фонограммы. Это приводит
к необратимому узализыванию “ деталей в облас-
ти верхних частот. Медные тарелки ударных
как бы превращаются в алюминиевые, а метал-
лические щеточки
в волосяные. По собствен-
ному печальному опыту знаю, что чириканье
птичек в „Пиниях Рима" (Респиги) становится
синтетическим, теряя живость. Но некоторые
аудиофилы продолж ают проигрывать увлаж -
ненные диски и вполне счастливы бесшумной
паузой и отсутствием электростатического
заряда и пыли. Это означает, что либо аппара-
тура не воспроизводит вышеописанных дефек-
тов, либо уши (то есть внимание) слушателя к
ним нечувствительны.
Вопрос № 3. Оптимальное обращение с вини-
ловыми дисками требует применения аэроиони-
затора-зеростата. снимающего и предотвра-
щающего электростатический заряд, и токо-
проводящей заземленной щеточки (обычно из уг-
леродного волокна) для удаления пыли. Зеро-
стат сделан в виде миниатюрного пистолета,
он автономно работает от внут/леннего истом -
ника питания .либо от пьезогенератора, приво-
димого в действие нажатием спускового крюч-
ка. Можно установить над диском проигрыва-
теля постоянно включенную ионизирующую иг-
лу. Высоковольтный потенциал
5 -
10 кВ на нее
можно подать от выпрямителя
умножителя
сети, собранного по лестничной схеме Латура.
В этом случае проводящая щеточка для снятия
пыли необязательна, можно пользоваться сухой
„бархоткой“.
В. Зуев
♦ ♦♦
М еры по у л у ч ш ен и ю к ач ества п р о и гр ы в а-
т е л я „ Э л е к т р о н и к а Б 1 -0 1 " , п р е д л агаем ы е
А . Л и х н и ц к и м („А М “ № 4 (5) 9 5 , с. 5 9 -6 1 ),
без со м н ен и я, п олезн ы и п о зво л ят н есколько
с н и зи ть к о эф ф и ц и ен т д ето н ац и и . Н о, по м о-
ем у м н ен и ю , п огон я за соты м и д о л ям и п ро-
ц ен та и м ел а бы см ы сл то л ьк о в том случае,
есл и бы в том ж е н ап р ав л ен и и дей ствовали
производители ви н и ловы х грам п ласти н ок. Я
и м ею в ви д у н и зк о е к ач ество ш ирпотребов-
с к и х в и н и л о вы х д и ск о в , к а к в ы п у ск ав ш и х -
ся м ассовы м и ти р аж ам и в п рош лы е годы , так
и в ы п у ск ае м ы х в н аш и д н и .
Д ело в том , что, пом им о короблен и я грам -
п л асти н к и (о чем , в частн ости , справедливо
у п ом и н ается в статье А . Л и х н и ц к о го ), на ве-
л и ч и н у д ет о н а ц и и о ч ен ь б ольш ое в л и ян и е
о казы вает ее ради альн ы й эксцентриситет, вы -
зван н ы й н еп рави льн ы м (см ещ ен н ы м от точ-
ного геом етрического центра) располож ением
ц ен тральн ого о твер сти я, что, к а к и звестно,
п ри води т к п ери оди ч ески м колеб ан и ям л и -
нейной скорости д в и ж ен и я звуковой д орож -
к и отн оси тельн о и гл ы зву ко сн и м ател я.
В н и м ательн о наблю дая за тонарм ом во вре-
м я работы с так о й гр а м п л асти н к о й , м ож н о
зам ети ть , что он (тон арм ) соверш ает п ер и о -
д и ч еск и е р ад и ал ьн ы е д в и ж е н и я : п олови н у
оборота д и ск а — от ц ен тр а (п ри этом л и н е й -
н ая скорость возрастает), следую щ ие пол-обо-
рота — к ц ен тру (л и н ей н ая скорость падает).
АУДИО МАГАЗИН 1/1996
9
предыдущая страница 10 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн следующая страница 12 АудиоМагазин 1996 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст