ными подвижными системами и развитию конструкций
проигрывателей удалось —'примерно с 1948 года — за-
менить шипящие шеллачные пластинки на шумящие
меньше виниловые с узкой-канавкой, перейти на мень-
шие скорости вращения, т. ё.-.йущественно удлинить вре-
мя звучания.
В это время уже вплотную подступила стереофония.
В 1931 году английский физик Блюмляйн предложил
способ стереофонической записи на диск. А первые по-
пытки стереофонической передачи звука по проводам
были предприняты еще во время Всемирной выставки в
Париже в 1881 году; аналогичные эксперименты прово-
дились и в Берлине в 1912 году.
Блюмляйн предложил сразу два варианта разделения
стереоканалов: поперечно-глубинный (пластинки с та-
кой записью со скоростью 78 оборотов в минуту уже де-
монстрировались в 1931 году) и 45"/45 , который приме-
няется и до сих пор.
Были и другие способы: “бинауральный” Кука, с пе-
реносом второго канала по спектру вверх и т. д.; некото-
рые из них возрождались во время квадрофонического
бума, опять умирали и вновь возродились в некоторых
музыкальных центрах, где “музыка” служит для укра-
шения интерьера.
С 1958 года Международной электротехнической ко-
миссией (МЭК) был введен единый стандарт способа за-
писи стереопластинок. С этого времени звукозапись со-
вершенствовалась в основном технологически, улучша-
лись звукосниматели, усилительная и микрофонная тех-
ника, стали применяться провода с упорядоченной
структурой проводника и из химически чистых метал-
лов. Нашли свое применение дискретные (цифровые)
формы звуковых сигналов: сначала их использовали на
промежуточной стадии в студийных магнитофонах, а за-
тем была разработана технология изготовления цифро-
вых компакт-дисков, которые могут порадовать многих
бесшумностью паузы и прохладной чистотой звука. В на-
стоящее время продолжает развиваться как цифровая,
так и аналоговая (на виниловых грампластинках) зву-
козапись; хорошо записанные и изготовленные винило-
вые пластинки имеют вполне достаточный динамиче-
ский диапазон, практически бесшумную паузу и способ-
ны воспроизводить сигналы с большой амплитудой,
вплоть до пушечных выстрелов, как, например, “Те1агс
00-10041” с увертюрой П. И. Чайковского “1812 год”
(оркестр г. Цинциннати, дир. Э.Кумфельель). Такого ка-
чества запись требует дорогих проигрывателей, согла-
сованных с ними головок звукоснимателей и достойных
их других звеньев воспроизводящего тракта. Поэтому
“виниловый хай-энд” стал классикой, теперь он нужен
и доступен весьма немногим.
Поскольку магнитная звукозапись развивалась па-
раллельно механической и занимает значительное ме-
сто в нашем быту, коснемся бегло и ее истории.
Сама идея о том, что можно использовать явление ос-
таточного намагничивания для записи, была высказана
О. Смитом еще в 1888 году. Однако практически магнит-
ная звукозапись осуществлена впервые датским физи-
ком В. Паульсеном лишь 10 лет спустя. Его аппарат “те-
леграфон” представлял собой вращающийся барабан с
намотанной стальной проволокой. Ток от микрофона
проходил по обмотке стержневого электромагнита, пе-
редвигаемого вдоль оси барабана, и намагничивал про-
волоку в такт со звуковыми колебаниями. При воспро-
изведении движение барабана и электромагнита повто-
рялось, и в обмотке электромагнита индуцировался сиг-
нал, соответствующий записанным колебаниям, — с по-
мощью телефона он преобразовывался в звук. Хотя гром-
кость этого звука была невелика, “телеграфон” Пауль-
сена был признан выдающимся достижением и получил
Большой приз на Всемирной Парижской выставке в 1900
году. С 1903 года эти аппараты стали выпускаться се-
рийно. В 1907 году Паульсен ввел постоянное подмаг-
ничивание при записи, что увеличило громкость и
уменьшило искажения при воспроизведении. Дальней-
шее развитие магнитной звукозаписи сдерживалось тем,
что в то время отсутствовали технические средства для
усиления звука. Лишь после того как была изобретена
электронная лампа и построены усилители, удалось усо-
вершенствовать аппараты магнитной записи и расши-
рить область их применения. Одновременно с аппарата-
ми совершенствовались и носители магнитной записи.
В 1928 году В. Пфлеумер запатентовал эластичную лен-
ту с нанесенным на нее магнитным порошком (прообраз
современной ленты). С 1935 года магнитофоны стали
применяться на радио, а в 1937 году они полностью за-
воевали германское радиовещание.
Следующим этапом совершенствования качества за-
писи было введение высокочастотного подмагничива-
ния. Это нечаянно произошло в 1941 году, когда один
из магнитофонов вдруг записал чистый, громкий звук с
бесшумной паузой: оказалось, что усилитель записи в
результате дефекта схемы самовозбудился на сверхзву-
ковой частоте. Инженеры Браунмюль и Вебер узакони-
ли этот эффект, запатентовав введение дополнительно-
го генератора подмагничивания. Интересно, что об этом
явлении догадывались и раньше, предложения ввести
высокочастотное подмагничивание были и раньше: в
1927 году — Карлсон и Карпентер, в 1937 году — Нагаи
и др., но так как никто не представлял себе толком фи-
зику этого процесса (да и современной науке здесь не все
ясно), то не было достаточного стимула для эксперимен-
та, тем более что предлагали одни, а разрабатывали и
выпускали магнитофоны другие. Далее магнитная за-
пись развивалась эволюционным технологическим пу-
тем. Мне могут возразить: а как же знаменитые фоку-
сированные и скрещенные (кроссфилд) поля подмагни-
чивания “Акай”, “Тандберга” и др. — разве это не “ре-
волюция”? Увы, это всего лишь модификации головки
Камраса 30-х годов, имеющие принципиальные недос-
татки, с которыми нельзя смириться в магнитофонах вы-
сокого класса. То же можно сказать и о динамическом
подмагничивании.
Мы кратко коснулись истории развития только ме-
ханической и магнитной звукозаписи. Существуют и
другие способы записи звука, например электростати-
ческий — на электретный диск, оптический — на фото-
кинопленку и т. д., но они почти не применяются для
воспроизведения музыки и потому не соответствуют те-
матике нашего журнала. Надеемся, что нашим читате-
лям было интересно узнать или вспомнить долгий путь
развития звукозаписи, которая столь привычна для нас
и без которой сегодня мы уже не можем обойтись.
© В. Зуев ---------------------------------------------- ®
АУДИО МАГАЗИН 4/1995
81
предыдущая страница 82 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 84 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст