давлением металлической матрицы на разогретый диск.
В 1896 году Берлинер предложил вместо целлулоида мас-
су из шеллака, шпата и сажи, которая просуществовала
до появления долгоиграющих виниловых пластинок.
Поперечная запись продолжала успешно развивать-
ся, а глубинная была отвергнута из-за своих серьезных
недостатков.
В России производство пластинок было начато в 1907
году фирмой “Патэ”, ввозившей для этого матрицы из-
за границы. С 1910 года пластинки стали выпускаться
Апрелевским заводом под Москвой и, несколько позд-
нее, Рижским заводом грампластинок.
Кроме механической записи на диск известна меха-
ническая запись на ленту. В 1931 году в Германии фир-
мой “Тефифон” были изготовлены аппараты с попереч-
ной записью на “бесконечной” ленте. Несмотря на то,
что был найден способ тиражирования таких фоно-
грамм, этот вид записи все же не имел широкого распро-
странения.
В СССР в 1931 году А. Ф. Шорин предложил исполь-
зовать в качестве носителя для механической записи зву-
ка кинопленку. В последующие годы им были созданы
аппараты стационарного и переносного типа —”шори-
нограф” и “шоринофон”. Однако проблема массового ти-
ражирования фонограмм не была решена, и плоды это-
го инженерно-творческого эксперимента стали музейны-
ми экспонатами.
Механическая запись до 1924 года осуществлялась
только акустическим способом. Исполнители должны
были размещаться как можно ближе к рупору. Запись
осуществлялась в узком частотном диапазоне (150-4000
Гц) и вносила, кроме того, большие искажения, обуслов-
ленные резонансными явлениями и перегрузками. Тем
не менее старинный традиционный граммофон может и
сейчас иногда восхитить настоящих любителей музыки
интонационной выразительностью. Самая авторитетная
и тщательная реставрация архивных записей с приме-
нением современной аппаратуры, добиваясь небывалой
комфортности звука, неизбежно приводит к ощутимым
потерям музыкальной выразительности, эмоциональное
воздействие слабеет.
С развитием магнитной записи на ленту непосредст-
венная механическая запись на диск была заменена тех-
нологически более выгодной перезаписью с магнито-
фильма. При этом устранялась неизбежная при непо-
средственной записи порча диска, например из-за оши-
бок в исполнении (исполнителей).
Правда, несмотря на успешное развитие магнитной
записи, для особо высококачественных аналоговых (ви-
ниловых) пластинок в последнее десятилетие, когда ка-
чество воспроизведения достигло весьма высокого уров-
ня (high end), снова стали появляться прямые записи на
лаковый диск, а иногда прямо на металлическую (что
хуже) матрицу.
На протяжении своей истории звукозаписи — звуко-
воспроизведения претерпела много эволюционных и ре-
волюционных изменений, пережила и драматические
эпизоды, и комические ситуации. В ограниченных рам-
ках журнальной статьи мы подробно остановились лишь
на давних, забытых этапах развития механической за-
писи. И все же попробуем напомнить и основные вехи
дальнейшего ее совершенствования. Благодаря появле-
нию легких звукоснимателей с гибкими малоинерцион-
S O N ^ K ü M
U I Ü
Durable/Multi System
\ /
1
Head
yj-----------
/
~~
TECHNICALS/
GOLDSTAR
R eject
SHARP
I?
Аудио-видео аппаратура
ШЩЯЩКЦ&х
мировых
® р1$оизводителей:
музыкальные центры,
видеомагнитофоны,
Г*
"***
——телевизоры.
СанкрЛеіербург,
Загородный пр., 11 („Пять Углов“)
АУДИО МАГАЗИН 4/1995
79
предыдущая страница 80 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 82 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст