КАК
ЭТО
НАЧИНАЛОСЬ
(из истории звукозаписи)
Если наших филофонистов спросить, кто изобрел
звукозапись (звукозаписывающий аппарат), то боль-
шинство из них ответит: Томас Альва Эдисон, а некото-
рые назовут дату — 1877 год. Попробуем разобраться в
этом, обратимся к истории — ибо ничто не живет так
долго, как заблуждение.
Первым аппаратом для записи звуковых колебаний,
передаваемых через воздух (т. е. звука), был фоноауто-
граф, изобретенный Скоттом в 1857 году1. Основными
частями фоноаутографа были эллипсоидный рупор, мем-
брана, расположенная в его фокусе, соединенное с ней
перо и барабан. Барабан вращался от руки, и перо про-
изводило поперечную запись на цилиндрической поверх-
ности барабана. Позднее Кениг заменил в аппарате Скот-
та эллипсоид параболоидом, благодаря чему отпала не-
обходимость помещать источник колебаний в определен-
ной точке, но несколько снизилась чувствительность ап-
парата. Для получения масштаба времени в аппарате Ке-
нига одновременно с исследуемыми колебаниями запи-
сывались колебания камертона.
Помимо аппаратов Скотта и Кенига в те времена бы-
ли и другие аппараты, отличающиеся от них в деталях.
Характерной особенностью всех этих аппаратов было то,
что получавшаяся на них запись служила лишь для изу-
чения звуковых колебаний посредством визуального ис-
следования фонограммы.
Мысль об обратимости записи, т. е. о воспроизведе-
нии, возникла позже, и мы, наслаждающиеся сейчас ее
плодами, должны благодарить за это Шарля Кро (Cros).
В письме, переданном в апреле 1877 года Французской
академии наук, Кро изложил сущность идеи и конструк-
ции своего аппарата. Записывающему элементу — перу
или штифту — передается колебательное движение мем-
1
До этого были известны другие способы записи — на барабан, на
диск, на лист, — при которых записываемые колебания передава-
лись не через воздух, а посредством механической связи с записы-
вающим элементом .
браны при воздействии на нее звуков. Это колебатель-
ное движение регистрируется на носителе записи — дис-
ке с поверхностью, зачерненной сажей, совершающем
одновременно вращательное и поступательное движе-
ния. Образующаяся дорожка записи имеет вид спирали,
ровной при отсутствии вибраций мембраны и зигзагооб-
разной — при воздействии звука. Далее фонограмма пе-
реводится с помощью процесса фотографического трав-
ления на более прочный материал (металл). При воспро-
изведении носителю фонограммы сообщают ту же ско-
рость движения, что и при записи, а воспроизводящим
элементом служит игла.
Таким образом, Ш. Кро дал идею воспроизведения
звука, запись которого на диске образует механиче-
скую поперечную фонограмму, — принцип, лежащий
в основе современной граммофонной пластинки.
За изготовление такого аппарата взялся известный
изобретатель-самоучка, американский Кулибин — Томас
Альва Эдисон, и в августе того же 1877 года звукозапи-
сывающий аппарат — “фонограф” — был практически го-
тов. Эдисон в качестве носителя записи предпочел бара-
бан и вариант глубинной записи путем выдавливания.
В России первая демонстрация фонографа Эдисона со-
стоялась в Москве в 1879 году, в Музее прикладных зна-
ний (ныне Политехнический музей).
В 1886 году Белл и Тайнтер усовершенствовали фо-
нограф Эдисона, вернувшись к предложенной Шарлем
Кро поперечной записи, и назвали свой аппарат грам-
мофоном.
Запись на валики не получила развития, потому что
такую фонограмму было невозможно тиражировать.
Только последующий переход на носитель записи, имею-
щий форму диска, — переход, осуществленный Берли-
нером, который таким образом претворил в жизнь идеи
Кро, —позволил массово тиражировать фонограммы в
виде граммофонных пластинок. Первая граммофонная
пластинка была изготовлена Эмилем Берлинером в 1888
году. Это была целлулоидная пластинка, полученная
АУДИО МАГАЗИН 4/1995
предыдущая страница 79 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 81 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст