браны разнесены между собой на 0,17 м
(см. рис. 4).
Эта система позволяет получить одно-
временно интенсивностные и временные
различия стереосигналов во всем диапазо-
не звуковых частот, при этом полезная зо-
на получается не уже 180 .
Сист ем а O R T F позволяет создат ь х о -
рош ее прост ранст венное вп еча т л ен и е и
вполне удовлет ворит ельное разреш ение.
Из-за различий интенсивности стереосиг-
налов влияние гребенчатой фильтрации
сведено к минимуму.
К недостаткам системы ORTF следует
отнести
— „нечувствительность“ (как и у рас-
смотренных выше вариантов микрофон-
ной техники) к размещению источников
звука по высоте;
— явно выраженная зависимость то-
нального баланса от особенностей конст-
рукции применяемых в этой системе мик-
рофонов. Это можно объяснить тем, что
оси микрофонов в системе ORTF сориен-
тированы относительно направления на
источник звука под углом около 55 , а в
этом режиме большинство кардиоидных
микрофонов имеют не идеальную АЧХ;
— как и в случае применения микро-
фонной техники, основанной на различии
интенсивности стереосигналов,
наблю да-
ет ся зам ет ное ослабление баса при см е-
щении ист очника звука к краю ст ереоба
зы.
Несмотря на недостатки, систему
ORTF можно признать одной из наиболее
перспективных, но только после того, как
будут разработаны более совершенные
кардиоидные микрофоны.
4.
Микрофонная техника, основанная
па использовании временных (ниже
1500 Гц) и интенсивностных (начиная с
3 кГц и выше) различий стереосигналов,
была запатентована М. Биллингсли в
1987 г. под названием „Stereo Ambient
Sampling System“ (SASS).
В системе SASS реализуется геометри-
ческое тело (см. рис. 5), в которое вмонти-
рованы два всенаправленных микрофона
4003/4006 фирмы „В & К“.
Временные различия стереосигналов в
этой системе образуются за счет разницы
во времени попадания звука в разнесен-
ные на 0,19 м микрофоны, а интенсивно-
СПРАВОЧНИК
стные различия формируются в результа-
те дифракции звуковых волн на поверх-
ности упомянутого геометрического тела,
причем характеристики направленности
системы в области высоких частот соот-
ветствуют характеристике направленно-
сти, которой обладает человеческое ухо.
Полезная зона системы SASS составля-
ет 180 .
Полезная зона системы SASS составля-
ет 180 .
Система SASS имеет явные достоинст-
ва;
о ч ен ь хо р о ш ее ст ер ео ф о н и ч еск о е
р азр еш ен ие сочет ает ся с вели ко леп н ы м
прост ранст венны м вп ечат лен ием
(час-
тично и в медианной плоскости);
прекрасно передаю т ся н и зк и е час-
т от ы :
нижний регистр рояля, контраба-
сы, литавры и низкочастотный отклик за-
ла передаются удивительно естественно.
Ощутимый
недостаток
системы
SASS — это окраска звучания в области
частот 2, 8 и 10 кГц. Окраска является
платой за то, что направленность системы
формируется методами дифракции.
В каждой микрофонной технике, рас-
смотренной нами, задействованы разные
механизмы пространственной локализа-
ции, а также их возможные сочетания.
Тренированный слушатель без труда мо-
жет на слух уловить отличия каждой тех-
ники. Однако не следует объяснять эти
различия и отдельные недостатки микро-
фонных техник ущербностью принципов
их действия и в связи с этим хоронить ка-
кую-нибудь из них. Имеет смысл заду-
маться над нераскрытыми возможностя-
ми этих техник и о путях их усовершен-
ствования. Пути возможны следующие:
а) повышение остроты локализации ис-
точников звука. Здесь непочатый край ра-
боты по поиску и замене частей тракта зву-
козаписи, в которых „разрушается“ коге-
рентность стереосигналов;
б) расширение воспринимаемого слу-
шателем пространства за пределы громко-
говорителей и одновременно получение
стабильного положения источников звука
в стереопанораме. При решении этой за-
дачи основные усилия следует направить
на ослабление перекрестных сигналов, ко-
торые возникают при прослушивании сте-
реозанисей через два громкоговорителя.
Частично эта задача была решена в систе-
ме многократной электронной компенса-
ции (М. Шрёдер, Б. Отал, 1963);
в)
расширение воспринимаемого слу-
шателем пространства в медианной плос-
кости. Это, пожалуй, самая сложная зада-
ча. Она может быть решена путем форми-
рования определенным образом меняю-
щихся в зависимости от частоты характе-
ристик направленности микрофонов.
В результате этих изменений следует
ожидать образования пеленговых полос,
требуемых для локализации в медианной
плоскости. Попытка решить эту задачу
была предпринята при создании системы
SASS.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
„Ух, тяжело! — скажет чита-
тель. — И зачем я потратил столько
сил на прочтение этого занудного ма-
териала? Какая мне от этого польза?
Все равно — как „химичили“ при
звукозаписи, так и дальше будут, по-
влиять на это я не могу. Лучше бы
рассказали, чем чистить контакты,
какие конусные подставки „звучат“
лучше, стоит ли перед употреблени-
ем замораживать компакт-диски.
Есть еще много интересных тем, по
которым я жду от журнала подроб-
ных разъяснений“.
Дорогой читатель, я убежден, что
ты не напрасно потратил свое драго-
ценное время. Использование „хи-
мии“ при звукозаписи прекратится
только тогда, когда аудиофилы нач-
нут на профессиональном уровне ин-
тересоваться стереомикрофонной
техникой и оборудованием, которое
используется в студиях, и будут го-
лосовать долларом за „экологически
чистые“ звукозаписи.
Вспомните историю развития hi-fi
и затем high end. Именно интерес
аудиофилов к деталям схемотехники
и конструктивным особенностям ау-
диоаппаратуры заставил ее произво-
дителей использовать самые передо-
вые (применяемые только в космиче-
ской технике) решения и техноло-
гии.
Прекрасные звукозаписи можно
сделать уже сейчас, но на аудиорын-
ке они появятся только тогда, когда
массы проявят к их качеству хоть ка-
кой-нибудь интерес.
©
А .Л и х н и ц к и й
-----------------------
®
АУДИО МАГАЗИН 4/1995
73
предыдущая страница 74 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 76 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст