СПРАВОЧНИК
Наибольшее распространение среди ва-
риантов двухмикрофонной стереотехники
получили четыре.
1.
Микрофонная техника, основанная
на различиях интенсивности стереосиг-
налов (Intensivity Stereo). К ней относят
стереомикрофоны, состоящие из двух (см.
рис. 2) направленных микрофонов, кото-
рые чаще всего объединены в один корпус
и угол между осями которых составляет
от 80 до 100 (этот угол обычно регулиру-
ется).
Рис. 2.
В зависимости от вида характеристик
направленности применяемых микрофо-
нов к этой стереотехнике относят следую-
щие системы:
систему Блюмляйна4 — восьмерочные ха-
рактеристики направленности:
X/Y — кардиоидные(илисуперкардиоид-
ные) характеристики:
M/S — комбинация кардиоидной и вось-
мерочной характеристик направленности.
Система M/S принципиально не отли-
чается от системы X/Y, так как она пре-
образуется в нее путем суммирования и
вычитания сигналов с помощью прилагае-
мого к стереомикрофону блока M/S-мат-
рицы.
1
Запатентована А. Блюмляйном в
1931-33 г.
Перечисленные системы формируют
стереосигналы, которые отличаются толь-
ко по интенсивности. Эти отличия могут
достигать 12-15 дБ. Временные (фазовые)
отличия стереосигналов отсутствуют, так
как микрофоны совмещены. Локализация
источников звука в этом случае происхо-
дит в соответствии с закономерностями,
рассмотренными нами выше. Стереомик-
рофоны этого типа обеспечивают полезную
зону (зону охвата) в 180 и равную гром-
кость одинаково удаленных от него источ-
ников звука.
К дост оинст вам м икроф онной т ехн и -
к и, основанной на р а зл и ч и я х и нт енсивно-
ст и ст ереосигналов, следует от нест и
хо-
рошее
ст ер еоф о н и ческ ое р а зр еш ен и е во
всем диап азон е зву ко вы х част от .
По точ-
ности локализации с этой техникой может
конкурировать только монофоническая за-
пись.
Стереомикрофоны этого типа получи-
ли широкое распространение благодаря
отсутствию побочных явлений, таких как
гребенчатая фильтрация, а также в силу
хорошей совместимости с другими, вспо-
могательными микрофонами.
Однако
п р ост р ан ст венное в п еч а т л е-
н и е от п р о сл у ш и в а н и я ст ер ео за п и сей ,
вы п ол н ен н ы х с п рим енением рассм от рен
ной м икроф онной т ехн и к и , неубедит ель-
ное,
и это главный ее недостаток. Объяс-
нение этого — в ослабленной чувстви-
тельности стереомикрофона к диагональ-
ным составляющим отражений в студии.
Именно эти отражения в основном и фор-
мируют пространственное впечатление и
при этом не маскируют звучание музы-
кальных инструментов. Неестественность
воспринимаемого пространства можно
объяснить также отсутствием в стереосиг-
налах временных (фазовых) различий.
Сюда следует прибавить „нечувствитель-
ность“ этой микрофонной техники к изме-
нениям положения источника звука по
высоте. В
ит огевосприним аем оеслуш ат е
лем прост ранст во обеднено и п р едст ав-
ляет собой горизонт альную п лоскост ь,
ограниченную с боков гром коговорит еля-
м и.
Слушатель также может узнать эту
микрофонную технику по ощутимому ос-
лаблению баса (до 3 дБ) смещенных к кра-
ям стереобазы источников звука.
2.
Микрофонная техника, основанная
на временных различиях стереосигна-
лов (Time-based Stereo). Она представля-
ет собой систему из двух разнесенных все-
направленных микрофонов (см. рис. 3).
Расстояние между ними выбирают от 0,1
до 1 м. При таком расстоянии звук от ис-
точника, смещенного от центра полезной
зоны, приходит в микрофоны в разное
время.
Так как микрофоны всенаправленные
и расположены на относительно близком
расстоянии друг от друга, различие ин-
тенсивностей стереосигналов незначи-
тельно.
К дост оинст вам эт ой м икроф онной
т ех н и к и следует от нест и создаваем ое
ею вполне удовлет ворит ельное прост ран-
ст венн ое впечат лен ие, при эт ом ст ерео-
п анор ам а п ол уча ет ся н еск о л ь к о ш ире,
чем расст оян ие м еж ду гром коговорит еля-
м и.
Слушатели также отмечают присутст-
вие „воздуха“ и „теплоту“, а кроме того,
ощущается некоторое раздвижение про-
странства по высоте.
Источники звука и его отражения про-
странственно хорошо разделены, поэтому
звучание звукозаписей, выполненных с
применением этой микрофонной техники,
ясное и разборчивое.
Г л а в н ы й ее н ед ост а т ок , к а к о к а за -
лось,
эт о н е очень хорош ее ст ереоф они-
ческое разр еш ен ие. а т акж е блуж дан ие в
ст ер еопа нор ам е и ст о ч н и к о в зв у к а при
изм енении част от ы сигнала.&то
явление
объясняется образованием в ушах слуша-
теля гребенчатой фильтрации. Гребенча-
тая фильтрация является также причиной
ухудшения тонального баланса в области
средних и высоких частот.
Для того чтобы уменьшить влияние
гребенчатой фильтрации на локализацию
источников звука и при этом сохранить
хорошее пространственное впечатление,
расстояние между микрофонами выбира-
ют не больше 0,2-0,3 м, а музыкантов-ис-
полнителей располагают в центре полез-
ной зоны, в пределах угла 40 . Это ограни-
чивает возможности применения рассмот-
ренной микрофонной техники записью од-
ного солиста или небольшой группы му-
зыкантов-исполнителей.
3.
Микрофонная техника, основанная
на использовании и временных, и интен-
сивностных различий стереосигналов,
была разработана специалистами фран-
цузского радио и телевидения и получи-
ла распространение под названием „сис-
тема ОБТР“.
Система ОБТГ состоит из двух кардио-
идных микрофонов, оси которых развер-
нуты под углом 110 , а их приемные мем-
72
АУДИО МАГАЗИН 4/1995
предыдущая страница 73 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 75 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст