-U -
СПРАВОЧНИК
ником звука и микрофоном в два раза
напряжение на его выходе увеличива-
ется на 6 дБ.
При приближ ении к источнику
звука микрофона — приемника гра-
диента давления напряжение на его
выходе увеличивается обратно про-
порционально расстоянию до источ-
ника только на средних и высоких
частотах.
На низких частотах (обычно ниже
200 Гц) напряжение растет быстрее.
Это означает, что АЧХ этого типа мик-
рофонов на близком расстоянии от ис-
точника звука имеет подъем низких
частот, который обычно достигает 10-
15 дБ. Этот „недостаток“ часто ис-
пользуют эстрадные певцы. Для того
чтобы подчеркнуть нижнюю форман-
ту своего голоса, они не отрываю т
микрофон ото рта.
О тм еченная нам и особенность
восьмерочных микрофонов свойст-
венна всем типам направленных м ик-
рофонов, в которых хотя бы частично
задействован принцип действия при-
емника градиента давления.
В современной технике звукозапи-
си широко применяются еще четыре
вида направленности м икрофонов
(кроме восьмерочной), которые фор-
мируются за счет использования со-
ставляю щ ей градиента давлен и я.
Так, если приемник давления и при-
емник градиента давления совместить
в пространстве (иначе говоря, помес-
тить в один корпус), а их сигналы сло-
жить, то мы получим так называемый
комбинированный микрофон, харак-
теристикой направленности которого
можно управлять, изменяя соотноше-
ние суммируемых на его выходе сиг-
налов.
Когда сигналы равны (при условии,
что максимум чувствительности при-
емника градиента давления ориенти-
рован на источник звука), характери-
стика направленности комбинирован-
ного микрофона представляет собой
кардиоиду (некоторым микрофонным
фирмам она по форме, видимо, напо-
минает почку, потому что эту характе-
ристику иногда назы ваю т „почеч-
ной“). В этой характеристике макси-
мум чувствительности расположен с
фронтальной, а минимум — с тыльной
стороны микрофона.
Если сигнал от приемника градиен-
та давления меньше, чем от приемни-
ка давления, график характеристики
направленности комбинированного
микрофона имеет форму круга, при-
плюснутого с одной стороны (соответ-
ствующей тыльной стороне микрофо-
на). Так выглядящ ую характеристи-
ку направленности микрофона назы -
вают субкардиоидой.
Если же сигнал от приемника гра-
диента давления больше, чем сигнал
от приемника давления, то характе-
ристика направленности имеет вид
кардиоиды, в точке минимума кото-
рой образуется дополнительный лепе-
сток направленности. Этот лепесток
тем больш е, чем больш е сигнал от
приемника градиента давления. Х а-
рактеристику направленности микро-
фона с меньшим дополнительным ле-
пестком называют суперкардиоидой,
а с большим — гиперкардиоидой. Х а-
рактеристики направленности рас-
смотренных типов микрофонов см. на
рис. 1.
Комбинация приемника давления
и приемника градиента давления —
не единственный способ формирова-
ния характеристики направленности
микрофона.
Н априм ер, в двухм икроф онной
стереотехнике получило распростра-
нение формирование характеристики
направленности за счет диф ракции
звуковых волн на объемном теле, в ко-
торое вмонтирован всенаправленный
микрофон.
Направленные микрофоны исполь-
зуют в студиях звукозаписи прежде
всего для формирования интенсивно-
стных различий стереосигналов. Кро-
ме того, их применяют для уменьше-
ния в микрофонных сигналах состав-
ляющей реверберации относительно
прямого звука. Н апример, в случае
применения суперкардиоидного или
гиперкардиоидного микрофонов от-
носительный уровень реверберации
ослабляется на 5 дБ. Направленные
микрофоны такж е применяют для то-
го, чтобы „отстроиться“ от мешающих
источников звука (или шума).
ДВУХМИКРОФОННАЯ
СТЕРЕОТЕХНИКА
Когда на концерте симфонической
музыки вы видите много микрофонов,
можете быть уверены, что качествен-
ной записи этого концерта не полу-
чится. Причин этому две. Во-первых,
каж дый установленный в зале микро-
фон принимает звучание не только
тех музыкальны х инструментов, око-
ло которых он установлен, в него так-
ж е попадают звуки других инстру-
ментов оркестра. Это явление получи-
ло название „утечка“ (leakage). Даже
при правильном использовании ха-
рактеристик направленности микро-
фонов уровень утечки относительно
уровня полезного сигнала составляет
от -15 до -20 дБ. Если обратить внима-
ние на расстояние между микрофона-
ми (которое достигает 10-15 м), то не-
трудно подсчитать, что сигналы утеч-
ки могут по сравнению с полезным
сигналом опаздывать на 30-40 мс. Это
означает, что
запись, в которой сведе-
ны сигналы от нескольких микрофо-
нов. оказывается .,размазанной“ во
времени. Обычно это ощущается как
нечеткость атаки коротких звуков,
нивелирование их динамики, а также
жесткость и загрязненность звуча-
ния оркестра в целом.
Во-вторых, ощ ущ ение реального
размера зала формируется у слушате-
ля из приходящ их к нему отражений
от стен и потолка. Когда отражения
попадают в микрофоны, расположен-
ные в разных местах зала, естествен-
ное соотношение между ними нару-
ш ается. В итоге
„записанное“ про-
странство зала утрачивает свою ин-
дивидуальность.
И это еще не худший
результат. Чащ е в записи, произве-
денной подобным образом, каж дая
группа музы кальны х инструментов
начинает звучать как бы в своем про-
странстве (эффект так называемой
многопространственности).
Судя по качеству большинства ком-
мерческих звукозаписей, они произво-
дятся именно таким, некорректным с
акустической точки зрения, способом.
Эти записи вызывают у аудиофилов
буквально идиосинкразию к симфони-
ческой и камерной музыке, так как
именно эта музыка наиболее чувстви-
тельна к тому, насколько профессио-
нально используется при звукозаписи
микрофонная техника.
Нынешний интерес к двухмикро-
фонной стереотехнике можно объяс-
нить стремлением потребителей
high end иметь наконец звукозаписи,
по качеству соответствующие их до-
рогостоящей аппаратуре.
АУДИО МАГАЗИН 4/1995
71
предыдущая страница 72 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 74 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст