СПРАВОЧНИК
Н—I—I—I—I—I—
1
—(—I—
1
источников звука при прослушива-
нии через стереосистему заметно ху-
же, чем при „живом“ исполнении, из-
за некорректного, как правило, ис-
пользования микрофонной техники,
а также из-за уменьшения когерент-
ности стереосигналов. Ведь они про-
ходят через сотни метров микрофон-
ного кабеля, звукорежиссерский
пульт и другое электронное оборудо-
вание3, включая вашу домашнюю
аудиосистему.
Как отличие стереозаписи от „жи-
вого“ исполнения слушатель воспри-
нимает невосполнимую потерю
про-
странственного впечатления,
а кро-
ме того, потерю
ясности
(прозрачно-
сти) звучания.
Объяснение последнего эффекта
следует искать в механизмах так на-
зываемой бинауральной маскировки.
Наш мозг устроен так, что, когда два
источника звука совмещены в про-
странстве (например, при монозвуча-
нии), источник более низкого по час-
тоте звука маскирует (мешает слы-
шать) более высокий по частоте звук
другого источника. Если же источни-
3
Здесь следует иметь в виду, что слу-
шатель замечает сдвиг между ушными
сигналами в 10 мкс.
ки звука разнесены в пространстве,
эффект маскировки заметно ослабля-
ется . Чем точнее локализуются источ-
ники звука и чем больше угол, верши-
ной которого является слушатель, а
сторонами — воображаемые линии,
соединяющие его с источниками, тем
меньше маскировка и тем более яс-
ным становится звучание источни-
ков.
Благодаря бинауральной маски-
ровке слушатель „живого“ исполне-
ния музыки легко различает голоса
инструментов в оркестре и отделяет
их от реверберации. Если же с этого
слушательского места произвести сте-
реозапись, то она, скорее всего, будет
забракована как не соответствующая
критерию „ясность“.
Получение ясной (прозрачной) зву-
козаписи при не полностью задейство-
ванных механизмах бинауральной
маскировки — самая трудная задача
для специалистов звукозаписываю-
щих фирм. Отчасти они решают ее, со-
вершенствуя акустику студии звуко-
записи и стремясь оптимально разме-
щать в ней музыкантов и микрофоны.
АКУСТИКА СТУДИИ
ЗВУКОЗАПИСИ
„Живая“ музыка, по мнению авто-
ра, может принести наслаждение
только если она звучит в зале с превос-
ходной акустикой. Качество звучания
стереозаписи в еще большей степени
зависит от акустических свойств по-
мещения, в котором эта запись осуще-
ствлена.
Рассмотрим, что привносит в зву-
чание акустика студии звукозаписи и
какие акустические условия в ней
следует считать наилучшими.
Звуки, достигающие микрофона
(или ушей слушателя), следует разде-
лять на прямые (идущие непосредст-
венно от источника) и отраженные от
стен, пола и потолка студии. Резуль-
татом многократных отражений и
частичного поглощения их энергии
внутренней поверхностью студии яв-
ляется звуковой процесс, который
принято называть
реверберацией.
Если наблюдать за процессом ре-
верберации в точке размещения мик-
рофона, можно увидеть, что он разво-
рачивается во времени,начиная с мо-
мента прихода первых отражений (от
ближайших к источнику стен, пола
или потолка), и постепенно затухает
Приглашаем к сотруднице
Розничная продажа. Тс/
1
: (095)321-^Да-43, 924-53-81
Аи«31 «МАПиКАМА»
официальный дистрибьютор по СНГ
А щ ф
П М п Ь з Ь
Е У 1
ХЕ1\11ЧНЕ1ХЕП
_ Л Е О
-
Ш
Иагтап/кагсЮп
А
1
Г С А М
112-99-64, 2 14 -4 3 -6 7
предыдущая страница 69 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 71 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст