Ваксандал подтверж дал свое заявление
изм ер ен и ям и н ер а вн о м ер н о ст и АЧХ,
общ их гарм онических искаж ений и и с-
каж ений взаим ной м одуляции. В ам не
показалось, он прост о не знал, чт о нуж -
но изм ерят ь для подт верж дения р а з -
личий в звучан ии усилит елей?
П. Д ля больш инст ва случаев, куда,
конечно, входят и усилит ели, вы ш епе-
речисленные: парам ет ры сост авляю т
исчерпы ваю щ ий п еречен ь. Н у а если
разница в передаче усилит елям и зв у к о -
вы х сигналов дейст вит ельно сущ ест ву-
ет, то бы л бы уж е давно разработ ан
объект ивны й м ет од и зм е р е н и я эт ой
разницы .
Л . К ак мож но надеят ься, что будет
разр а б о т а н новы й м ет од и зм е р е н и я
усилит елей, если продолж ат ь н а ст а -
иват ь, чт о уси ли т ели „долж ны “ з в у -
чат ь одинаково? К т о-т о долж ен п е р -
вы й сказат ь, чт о „король го л ы й “ (я
имею в виду сит уацию , когда эксперт ы
независимо друг от друга к о нст ат иру-
ют р а зн и ц у в звуча н и и усилит елей, а
объект ивные изм ерения ее не о б н а р у-
ж иваю т ).
П. Только не эксперты по прослуш и-
ванию аппарат уры . И х м нение т ак же
достоверно и продукт ивно, как сведе-
ния о косм ических приш ельцах, гороско-
пы и т. п.
Л . М ож ет бы т ь, не ст оит делат ь
ст оль ка т егоричн ы х за я вл е н и й , ведь
сущ ест вую т на уки , на п р и м ер п с и х о -
ф изика, в кот оры х объект ивны е ф а к -
т ы добы ваю т ся т олько пут ем о б р а -
бот ки р е зу л ь т а т о в п р о с лу ш и ва н и я .
И м енно т аким способом бы ли о преде-
лены кривы е р а вн ой гром кост и, кривы е
м аскировки, крит ические полосы с л у -
ха и т. п.
В подт верж дение полезност и д ля че-
ловечест ва знаний, добы т ы х пс.ихофи-
зикам и, Н обелевский комит ет присво-
ил уж е не од н у п рем ию за р а бот ы в
эт ой област и, но, н асколько м н е и з -
вестно, ни одной Н обелевской прем ии не
получили уф ологи и аст рологи.
II.
Не уводит е м ен я в сторону. Д олж -
ны же бы т ь объект ивны е причины р а з -
ного звучания одинаковы х ком понент ов
аудиоаппарат уры . Н априм ер, т рудно
предст авит ь себе, что т от или иной
проигры ват ель ком пакт -дисков мож ет
как-ли б о вли я т ь на зв у ч а н и е , - эт о
п р о т иворечило бы са м о м у п р и н ц и п у
циф ровой передачи инф орм ации.
Л . Н икакого прот иворечия с п р и н ц и -
пам и передачи циф ровой инф орм ации
нет, прост о вы не учли , что проигры -
ват ели компакт -дисков вклю чаю т а н а -
логовы е звенья, причем не самого вы со-
кого ка ч ест ва ( ф и ль т р ы , вы хо д н ы е
усилит ели, провода и т. п.).
II.
К а к м ож но говорит ь о вл и я н и и
проводов и усилит елей на качест во з в у -
чания, если от клонения А Ч Х и н ели н ей -
ны е искаж ения у н и х ничт ож но м а лы ?
Я с о гл а с е н п р о д о л ж а т ь д и с к у с с и ю
т олько в т ом случае, если вы у б е д и -
т ельн о о босн ует е н есущ ест вую щ ую ,
к а к я убеж ден, р а зн и ц у в „ зву ч а н и и “
проводов и усилит елей.
Л . Д оводы м ои следую щ ие. В от нош е-
нии проводов т еорет ически доказано
(т ут я долж ен адресоват ь чит ат еля
к квант овой ф изике и ф изике т вердого
т ела), что сигнал в проводнике (вм ест е
с окруж аю щ ей его и зо ля ц и ей ) р а зд е л я -
ет ся на несколько сост авляю щ их, к о -
т оры е р а сп р о ст р а н яю т ся по н ем у с
р а зн о й скорост ью . Н аблю дает ся т ак
назы ваем ое м ногопут евое р а спрост ра-
нение сигнала, объект ивны е проявления
кот орого мож но сравниват ь с а к у с т и -
ческой ревер б ер а ц и ей . З а р е ги с т р и р о -
ват ь эт о явлен и е с помощ ью т р а д и ц и -
о нн ы х м ет одов изм ерений практ ически
невозм ож но. П редст авьт е себе с и н у -
соидальны й сигнал, кот оры й дост ига-
ет вы ходного конца проводника п р а к -
т ически м гновенно, и вм ест е с ним п р и -
хо д ят его копии, каж дая из кот оры х
имеет очень м аленькую ам плит уду, при
эт ом запазды вает от носит ельно „пер-
вого “ сигнала на врем я от м икросекунд
до д е с я т к о в м и л л и с е к у н д . П о н ят н о ,
чт о за п а зд ы в а ю щ и е к о п и и надеж но
м а ски р ую т ся больш им по а м п ли т уд е
„ первы м “ сигналом , поэт ом у о б н а р у -
ж ит ь и х с помощ ью анализат ора сп ек-
т ра или в р езуль т а т е вы сокот очны х
изм ерений АЧХ невозмож но. М узы к а ль -
ны е ж е сигналы , как вы знает е, о т ли -
ча ю т ся от си н у с о и д а ль н о го преж де
всего своей изм енчивост ью во врем ени.
Н еож иданны е ам плит удн ы е всплески,
динам ические переходы от одного га р -
м онического сост ава к другом у на и б о -
л ее важ ны д ля ест ест венного звуч а н и я
м узы ки. И м енно они придаю т звучанию
ж ивост ь и энергичност ь. О днако при
у п о м я н у т о м уж е м н о гопут евом р а с -
п р о с т р а н е н и и с и гн а л а п о д вер ж ен ы
„разруш ению “ преж де всего изм енчивы е
участ ки сигнала. М не приходилось н а -
б лю д а т ь на д и сп лее к о м п ью т ер а (в
п р оцессе р е с т а вр а ц и и ст а р ы х з а п и -
сей), как при см ене меж блочного ка б е-
л я изм еняет ся динам ика (до 3 д Б ) о д -
ного и того ж е м узы кального от ры вка.
Н ет рудно предст авит ь себе и ф и зи -
ч ескую п р и р о д у в л и я н и я проводов на
п р а ви л ь н о с т ь с т е р е о п е р е д а ч и , если
вспом нит ь о ф еном енальной ч увст ви -
т ельност и с луха человека к р а зн и ц е во
врем ени прихода у ш н ы х сигналов (п о -
рог эт ой чувст вит ельност и со ст а вля-
ет 10 м кс).
П очем у т ранзист орны е и лам повы е
у с и л и т е л и зв у ч а т по -р а зн о м у, тож е
т еперь не загадка. Э т ом у вопросу х о -
т елось бы посвят ит ь от дельную ст а -
т ью , од н а ко н а зо ву о д н у из гла вн ы х
причин неудовлет ворит ельного зв у ч а -
н и я т ранзист орны х уси ли т елей — т ак
назы ваем ы е „т епловые искаж ения “, ко-
т оры е, как вы яснилось, тож е не р е ги -
ст рирую т ся т радиционны м и м ет ода-
м и изм ерений. С ф изикой этого явления
и способам и его изм ерения мож но по-
знаком ит ься в м оей ст ат ье в ж урнале
„Техника ки н о и т е л е в и д е н и я “, № 6,
1987, с. 1 0 -1 7 .
II.
К ак, вы и в эт ом ж урнале „посе-
л и л и с ь “?
Л . П е т олько. Я „ поселился“ (т очнее
сказат ь, „прописался“) ещ е прим ерно в
десят и периодических, в т ом числе н а -
учн ы х, изданиях.
П. Я должен прерват ь наш у дискус-
сию, т ак как хо чу лично убедит ься в н а -
учн о й обоснованност и ваш ей а р гум ен -
т ации.
Л . Ж елаю у д а ч и ! Д о свидания.
А . Л ихницкий
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
Хочу высказать несколько замеча-
ний по содержанию журнала, хотя и
боюсь показаться необъективным, так
как я ознакомился пока только с по-
следним номером журнала (№ 3.
1995), и мне еще трудно судить о на-
правлении издания в целом. Тем не ме-
нее, несмотря на анонсы предыдущих
номеров, у меня сложилось впечатле-
ние, что львиную долю места в своем
журнале вы отводите аппаратуре клас-
са high end, хотя, по вашем)' же собст-
венному определению, этот термин
переводится на русский язык как
„много денег“. И в самом деле, стои-
мость одного компонента аппаратуры
этого класса зачастую превосходит
стоимость всего аудиокомплекса, со-
ставленного из „1п-П“-компонентов.
Например, описанные вами акустиче-
ские системы „Reference Standard m"
стоят $8500! Как едко заметил мой
приятель, эти колонки, если судить по
цене, должны, повинуясь голосу хо-
зяина, воспроизводить любую музыку
без остальной аудиоатрибутики (уси-
лителей, проигрывателей, магнито-
фонов). Едко, но не без тайной завис-
ти и, я бы сказал, „униженности и ос-
корбленности“. Судите сами: я, владе-
лец аудиокомплекса „Technics“ (усили-
тель ,,SU-A800Mk2", дека „RS-BX747“ и
проигрыватель компакт-дисков „SL-
PG460A“), читая ваш журнал, осознаю
себя неким „чайником“, смотрю на вас
и ваших авторов, как неприкасаемый
А у д и о МАГАЗИН 4/1995
5
предыдущая страница 6 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 8 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст