1
II 4-І 1
і 1
И..
СПРАВОЧНИК
| 1
1
1
|..| 1
| |
О СТЕРЕОФОНИЧЕСКОЙ ЗВУКОЗАПИСИ
В дебрях микрофонной техники
Можно
надеяться,
что
аудиофилы в конце концов бу-
дут так же требовательны к
звуковому качеству оборудо-
вания и микрофонной техни-
ки, применяемых при звукоза-
писи, как и к качеству своей
домашней аудиоаппаратуры.
Прежде всего, в буклетах,
прилагаемых к компакт-дис-
кам, должна появиться ин-
формация о том, с использова-
нием какой микрофонной тех-
ники делалась запись, с каки-
ми соединительными кабеля-
ми, усилительной и микшер-
ной техникой, цифро-анало-
говыми конверторами, запи-
сывающей аппаратурой, како-
вы акустические параметры
студии звукозаписи.
Что касается электронного
оборудования, то производи-
тели звукозаписей уже делают
робкие шаги в направлении
high end, однако в области
микрофонной техники царят
разброд и шатание. Причина
этого в том, что совершенная
микрофонная техника стерео-
записи пока еще не создана.
По этой причине выпускае-
мые на рынок записи пред-
ставляют собой рожденный
звукорежиссером — в муках
— компромисс между реализ-
мом передачи натурального
звучания и его иллюзией.
Нам кажется, что знакомст-
во с техникой звукозаписи, и
прежде всего с микрофонны-
ми системами, поможет аудио-
филу спуститься с небес на
землю и научиться соотносить
возможности стереозаписи с
качеством звучания своей до-
машней аудиосистемы.
Если не считать массовых случаев
иррационального, „алхимического“
применения микрофонной техники, в
стереозаписи наметились две непро-
тиворечивые, с точки зрения акусти-
ка, тенденции.
Первая — это использование инди-
видуальных микрофонов, улавливаю-
щих прямой звук от акустически изо-
лированных друг от друга музыкаль-
ных инструментов (или групп инстру-
ментов) в условиях сильно заглушен-
ной студии. Звук записывается в этом
случае на многоканальный магнито-
фон, то есть сигнал от каждого мик-
рофона записывается на отдельную
звуковую дорожку. Записанные сиг-
налы обрабатываются в „компьютер-
ном пространстве“, имитирующем
акустические свойства „идеального“
зала, после чего из них синтезируют
два стереосигнала.
Возможности этого метода неогра-
ниченны, однако его разработка еще
только началась.
Вторая тенденция — это использо-
вание только двух микрофонов, кон-
структивное оформление которых по-
зволяет улавливать временные (фазо-
вые) и/или интенсивностные разли-
чия ушных сигналов1. Запись в этом
случае должна производиться в безу-
пречном, с акустической точки зре-
ния, концертном зале или студии. Яс-
ность и прозрачность звучания стерео-
записи достигаются тщательным под-
бором акустических условий в студии
1
Под ушным сигналом понимается
звуковое давление, снятое акустическим
зондом у слухового прохода.
и хорошим стереофоническим разре-
шением, которое обеспечивается пра-
вильно выбранной стереомикрофон-
ной техникой. При сочетании одного
с другим открывается возможность
удалять микрофоны на расстояние,
при котором без применения вспомо-
гательных микрофонов получается
удовлетворительный музыкальный
баланс и хорошее пространственное
впечатление.
Поговорим о технике двухмикро-
фонной стереозаписи. Но сначала —
о том, в какой мере в стереофонии мо-
жет быть задействован пространст-
венный слух.
СТЕРЕОФОНИЯ И
ПРОСТРАНСТВЕННЫ Й СЛУХ
Использование в стереосистеме
только двух каналов продиктовано во-
все не экономическими соображения-
ми. Принцип стереофонической зву-
копередачи опирается на способность
нашего мозга „конструировать“ из
сигналов двух громкоговорителей
один или несколько фантомных ис-
точников звука. Если сигналы от
громкоговорителей одинаковые, то
мы воспринимаем один фантомный
источник, который локализуется точ-
но посередине между громкоговори-
телями. О том, насколько сигналы
одинаковы, можно судить по так на-
зываемому
коэффициенту когерент-
ности.
Сигналы считаются когерент-
ными, если после совмещения их во
времени и выравнивания масштаба по
амплитуде они совпадут. Если сигна-
лы совпадают частично, говорят о не-
6 6
АУДИО МАГАЗИН 4/1995
предыдущая страница 67 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 69 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст