СПРАВОЧНИК
висимость
1
,/
1
2) это означает, что пер-
вый звук на 30 дБ интенсивнее, чем вто-
рой, а если звуковое давление одного
звука в
1000
раз больше звукового дав-
ления другого (зависимость Р,/Р2),
значит, по звуковому давлению первый
звук превышает второй на 60 дБ.
Чтобы сделать яснее связь между
числом децибел и отношением звуко-
вых интенсивностей
1
,/
12
или звуковых
давлений Р,/Р2>
приведем следующую
таблицу:
Число дБ
І./Б
р
,.р,
0.5
1.12
1.06
1
1.26
1.12
2
1.59
1.26
3
2
1.41
5
3.16
1.80
6
3.98
2
10
10
3.16
20
10г
10
40
104
10г
60
106
103
80
10е
ю4
100
10'°
105
140
10м
ю7
Вы, конечно, заметили, что до сих пор
мы пользовались такими выражения-
ми: „один звук интенсивнее другого“
или „по звуковому давлению один звук
превосходит другой в два раза, то есть
на
6
дБ“ и т. п. Вы спросите, а почему
не использовать слово „громче“? Все
дело в том, что
громкость
— величина
субъективная, и оценивает она меру
слухового ощущения.
11
е случайно чуть
выше, говоря о пороге слышимости и
болевом пороге, мы сделали оговорку —
при частоте 1000 Гц: чувствительность
слуха в большой степени зависит от
частоты воздействующего сигнала.
Звуки разной частоты с одинаковыми
уровнями интенсивности или звуково-
го давления человеческим слухом вос-
принимаются с различной громкостью.
Наиболее чувствительно человеческое
ухо к частотам 3000-4000 Гц. Выше и
ниже этой области частот чувствитель-
ность слуха падает.
В акустике для оценки уровня гром-
кости применяется метод сравнения из-
меряемого звука с некоторым этало-
ном. Чтобы выяснить, как же меняется
ощущение громкости в зависимости от
частоты звука, было проведено множе-
ство экспериментов. Упрощенно экспе-
римент заключается в следующем. Дна
генератора синусоидального сигнала
через специальный переключатель под-
соединяются к акустической системе.
Генератор А воспроизводит последова-
тельно синусоидальные сигналы от
16 Гцдо20 кГц с некоторым шагом. Ге-
нератор В воспроизводит только сину-
соидальный сигнал частотой 1000 Гц,
принятый за эталонный. Система на-
строена так, что звуковое давление, соз-
даваемое акустической системой при
работе генератора А, при любой частоте
остается одинаковым. Эксперимент на-
чинают со значения звукового давле-
ния, равного порогу слышимости при
частоте 1000 Гц, а именно 2 х 10г
’Н/м2.
Прослушав сигнал частотой 16 Гц, на-
блюдатель переключается на генератор
В и, изменяя уровень громкости эталон-
ного сигнала частотой 1000 Гц в ту или
другую сторону, устанавливает его та-
ким, чтобы звук частотой 16 Гц, пода-
ваемый с генератора А, и звук частотой
1000 Гп, подаваемый с генератора В, ка-
зались ему равногромкими. Устанавли-
ваемое наблюдателем значение звуко-
вого давления, которое создается гене-
ратором В, заносится в график. Затем
генератор А подает сигнал частотой
20 Гц, создавая то же значение звуко-
вого давления, и эксперимент повторя-
ется. Затем — 30 Гц, и т. д. На основа-
нии этих экспериментальных данных
строится кривая, которую можно на-
звать частотной характеристикой слу-
ха на пороге слышимости. Или, точнее,
кривой равной громкости на пороге слы-
шимости:
если звуки разных частот
прослушивать так, чтобы их звуковое
давление менялось в соответствии с по-
лученной кривой, то они будут казать-
І
.
Гц
ся одинаково громкими. Когда кривая
построена, звуковое давление увеличи-
вают так, чтобы оно превышало звуко-
вое давление порога слышимости при
частоте 1000 Гц, допустим, на 20 дБ.
Эксперимент повторяется. Затем
на
30 дБ, и т. д. В результате получается
ряд кривых, которые характеризуют
чувствительность слуха к разным час-
тотам при различных звуковых давле-
ниях. Их называют
кривыми равной
громкости.
Из графика видно: для того чтобы, к
примеру, звук частотой 1000 Гц и звук
частотой 50 Гц воспринимались чело-
веком как одинаково громкие, давление
звука частотой 50 Гц должно быть боль-
ше, чем давление звука частотой
1000 Гц, причем эта разница давлений
меняется с изменением общего уровня
громкости.
Если помните, порог слышимости
при частоте 1000 Гц соответствует зву-
ковому давлению 2 х 10
5
Н/м2. Но при
этом же звуковом давлении тон часто-
той 50 Гц вообще не слышен, порог слы-
шимости тона такой частоты на 42 дБ
выше, чем порог слышимости тона
1000 Гц. На высоких уровнях громко-
сти эта разница будет значительно
меньше.
До сих пор мы говорили о звуке как
о простом колебании воздуха, поведе-
ние которого можно математически
описать синусоидой. Но реальный
звук — что он собой представляет? По-
чему мы даем ему такие характеристи-
ки, как „музыкальный“, „немузыкаль-
ный“, „высокий“, „низкий“, „деревян-
ный“, „стеклянный“, „мягкий“, „жест-
кий“, „сухой“, „густой“, „тусклый“, „про-
зрачный“ и проч.?
Начнем с определений „музыкаль-
ный“ и „немузыкальный“. Немузыкаль-
ные звуки обычно называют шумом.
Чем шум отличается от музыкального
звука?
Каждый из нас из любого количества
звуков выделит тот звук, который вос-
принимает как музыкальный. Можно
определить музыкальный звук как та-
кой. который вызывает положительный
эмоциональный отклик. Поэтому, нуж-
но честно признать, довольно сложно ус-
тановить четкую границу между музы-
кальным звуком и шумом. Эмоциональ-
ный отклик на звук слишком индиви-
дуален, а значит, и представления о „му-
зыкальности“ тоже могут очень отли-
чаться: поспрашивайте у знакомых, как
они расценят паровозный гудок, звон
хрусталя, хлопанье пробки, вылетающей
из бутылки.
.. Это касается не только от-
дельных звуков, но даже и музыкальных
произведений. Кто-то полагает, что рок
совершенно немузыкален, что он боль-
ше похоже на шум, для других,диско" и
„техно“ музыкальны, а симфония и опе-
ра не отвечают их пониманию музыки.
С точки зрения третьих, джаз — вот
единственная настоящая музыка, все ос-
тальное - шум. Однако большинство
согласится, что звуки, издаваемые музы-
кальными инструментами или голосо-
выми связками певца, музыкальны, а
скрип дверей и шарканье шлепанцев яв-
ляются все же шумом, хотя и могут ис-
АУДИО іМАГАЗИН 4/1995
63
предыдущая страница 64 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 66 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст