СДЕЛАЙ
САМ
Ослабить детонацию этого вида можно применив вяз-
кое демпфирование вертикальных колебаний звукосни-
мателя. На расстоянии примерно 65 мм от пересечения
осей тонарма нужно прикрепить к его трубке вертикаль-
ный штырь, к нижнему концу штыря припаять неболь-
шой диск в горизонтальном положении. В качестве дис-
ка я использовал монету в один цент (пока это единст-
венная деталь зарубежного производства). При рабочем
положении звукоснимателя этот диск должен быть по-
гружен в ванночку, заполненную глицерином или ана-
логичной но вязкости жидкостью, например ПМС. Ван-
ночка может иметь диаметр около 50 мм; ее следует раз-
местить на панели проигрывателя таким образом, что-
бы при перемещении тонарма диск не касался дна или
стенок ванночки. Применение этого нехитрого устрой-
ства позволит уменьшить детонацию примерно в 5 раз.
3.
Кроме основного резонанса тонарма, на качество ра-
боты проигрывателя влияют как минимум еще три ре-
зонанса. Первый —
резонанс в системе „масса головки
звукоснимателя и упругость держателя головки“.
В зависимости от массы головки и способа ее крепле-
ния частота резонанса находится в пределах от 200 до
400 Гц. Более сложный резонанс возникает в системе
„масса грампластинки н ее изгибная упругость" (вместе
с упругостью резинового мата, на котором лежит грам-
пластинка). Частота резонанса в этой системе может
быть от 150 до 400 Гц. Еще один резонанс
в системе
„масса противовеса тонарма и упругость его хвостовой
части“. Частота этого резонанса обычно не выходит за
пределы диапазона от 30 до 70 Гц.
Несмотря на высокую добротность резонансов в этих
механических системах, их нелегко обнаружить на ам-
плитудно-частотной характеристике проигрывателя.
Причина в том, что эти резонансы скрытые1. Скрытые
резонансы легче обнаружить на фазочастотной харак-
теристике но скачкам фазы небольшой амплитуды. На
слух эти резонансы воспринимаются как окраска звуча-
ния или как ухудшение артикуляции в области частот,
соответствующей скачку фазы.
Влияние скрытых резонансов можно ослабить с по-
мощью демпфирующих элементов: для этого к внутрен-
ней поверхности держателя головки надо приклеить из-
готовленную из вибродемифнрующего материала про-
кладку толщиной около 2 мм (например, из применяе-
мого в судостроительной промышленности материала
„Агат“).
Под резиновый мат поворотного диска мы рекомен-
дуем положить вырезанный из плотной шерстяной тка-
ни круг. Для этого годится офицерское сукно.
Следует также доработать систему противовеса тонар-
ма. Для начала надо его снять. Затем на место упругого
соединения тонарма с хвостовой частью надеть (с натя-
гом) изготовленное из „Агата“ кольцо диаметром 20 мм
н шириной 10 мм. Теперь необходимо снова надеть про-
тивовес, но обязательно вплотную к этому кольцу. По-
1
С к р ы ты е р езо н ан сы
п о н яти е, ко то р о е н сп а 'н .зу ю т в тео р и и цепей
для о б о зн ачен и я в о зн и к аю щ и х в п о бочн ы х ц еп я х р е зо н ан с о в .с к р ы ты х в
сигнале, ко то р ы й п р о х о д и т но гл авн о м у пути.
еле этой операции следует уравновесить тонарм, раз-
местив дополнительный груз на хвостовой части тонар-
ма рядом с противовесом.
4.
И последнее таинство, которое надо свершить над
проигрывателем,
это полная замена проводки от го-
ловки звукоснимателя до выходных разъемов. Именно
проводка ответственна за тусклое, невыразительное, я
бы сказал —
вульгарное звучание проигрывателя „Элек-
троника“.
В качестве проводов в тонарме и держателе головки я
бы рекомендовал использовать Константиновый провод
диаметром 0,1 мм в шелковой или хлопчатобумажной
изоляции. Для соединения выходов тонарма с усилите-
лем следует приобрести простой микрофонный кабель
но цене $1,2 за метр и RCA-разъемы (модель „Profi“ по
цене $9 за пару) фирмы „Neutrik“.
Наилучшего качества звука можно ожидать тогда, ко-
гда сигнал от головки подается по красному проводу
(вдоль надписи „Neutrik“), а от усилителя возвращается
по синему проводу. Экранные оплетки выходных кабе-
лей следует заземлить со стороны усилителя.
Выбор направления Константина можно сделать по
слуху. Наилучшему направлению соответствует более
детальное звучание высоких частот.
При распайке проводов в проигрывателе по возмож-
ности нужно исключить или обойти все переходные кон-
такты, а также уменьшить количество используемого при
распайке припоя. Например, выводы головки звукосни-
мателя можно соединить непосредственно с проводни-
ками держателя. Для этого концы проводников оголяют
и прижимают к выводам головки накидными колечка-
ми из полихлорвинила.
Подпайку проводников к переходным контактам
разъема, соединяющего держатель головки и тонарм,
можно выполнить со стороны контактных площадок
разъема, предварительно пропустив проводники через
высверленные для этой цели отверстия в центре его от-
ветных частей.
Улучшенный таким образом электропроигрыватель
„Электроника Б1-0Г* —
если, конечно, закрыть глаза на
его чудовищный внешний вид —
я бы посоветовал не ме-
нять даже на „Pro-Ject 6“, так как конструктивные недо-
работки последнего устранить гораздо сложнее.
©
А. Л ихницкии
------------------------------------ (§)
АУДИО МАГАЗИ11 4/1W 5
6 1
предыдущая страница 62 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 64 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст