СДЕЛАЙ
САМ
Э Л С К Т
р о п р ° ** Г рЪ 'В А т С Л ь
« Э л е к т р о н и к а Б 1 - 0 1 I m p r o v e d »
Эта статья адресована небогатым аудиофилам —
тем, у кого нет возможности покупать „крутую“ западную аппара-
туру, но кто надеется все же добиться удовлетворительного звучания от аудиосистемы, компоненты которой известны
иод торговой маркой „Сделано в СССР“. В нашу задачу не входит давать точные рецепты, как улучшить аппаратуру.
Главное —
направить ваши усилия в нужную сторону, максимально задействовав ваш творческий потенциал.
Открываем раздел советами по усовершенствованию распространенного в свое время электропроигрывателя „Элек-
троника Б1-01“. Мы начинаем с проигрывателя „виниловых дисков“, гак как уверены, что естественность звучания
аудиосистемы на сегодняшний день можно получить только от LP-источника.
Проигрыватель „Электроника Б1
-01 “ —
„двойник“ мо-
дели, выпущенной в 60-е годы фирмы „Thorens“. Эта мо-
дель комплектовалась тонармом фирмы „SME“, который
считался тогда лучшим.
Отечественный „Торенс“ разработала в начале 70-х го-
дов группа энтузиастов из Тбилиси. К счастью, они не
стремились создать нечто оригинальное, а все, что смог-
ли, „содрали“, как говорится, один к одному. Благодаря
этому основная часть удачных технических решений
прототипа была сохранена, и прежде всего
ременная передача;
литой цинковый, достаточно инерционный пово-
ротный диск;
низкоскоростной приводной электродвигатель;
эффективная механическая развязка нижнего шас-
си с закрепленным на нем приводным двигателем от
верхней панели, на которой установлены тонарм и под-
шипник поворотного диска;
литая (из тяжелого металлического сплава) верх-
няя панель, защищенная ребрами жесткости от распро-
странения в ней изгибных колебаний.
Можно также поблагодарить инженеров SM К за „ду-
ракоустойчивость“ конструкции, а тбилисцев —
за скру-
пулезное копирование тонарма. И, конечно, мы должны
быть признательны за жесткую толстую трубку тонар-
ма. Но не обольщайтесь, из-за конструктивных просче-
тов энтузиастов из Тбилиси и низкой технологической
культуры изготовителя в „Электронике“ хватает недос-
татков. Правда, они поддаются исправлению в домаш-
них условиях. Поэтому если вы воспользуетесь нашими
советами, то сможете довести качество воспроизведения
с этого проигрывателя до уровня проигрывателей в це-
новой категории от 300 до 600 долларов.
А теперь наши рекомендации по улучшению проиг-
рывателя „Электроника Б1-01“.
1.
Вы, наверное, заметили „плавание“ меток стробо-
скопа при вращении диска проигрывателя. Эго свиде-
тельствует о том, что есть медленные колебания часто-
ты вращения диска —
они воспринимаются слушателем
как „подвывание“ звука. Причины колебания частоты
вращения диска следующие. Во-первых, это низкое ка-
чество обработки поверхностей оси диска и контакти-
рующей с
ней внутренней поверхности неподвижной
втулки подшипника скольжения, а также плохая стати-
ческая балансировка самого диска. В результате между
внутренней поверхностью неподвижной втулки и при-
жатой к ней осью возникают случайные микросцепле-
ния, что порождает толчкообразное торможение враще-
ния диска. Во-вторых, инерция поворотного диска и про-
дольная эластичность передаточного ремня образуют вы-
сокодобротную резонансную систему, в которой толчко-
образное торможение как бы раскачивает диск в направ-
лении его вращения. Это раскачивание приводит к ко-
лебаниям частоты вращения диска, которые достигают
0,5% от средней частоты вращения. Еще одной причи-
ной „раскачивания“ поворотного диска оказались неров-
ности краев приводного ремня.
Для того чтобы повысить стабильность вращения дис-
ка, необходимо:
тщательно отполировать контактирующие поверх-
ности оси и неподвижной втулки подшипника поворот-
ного диска;
статически сбалансировать сам диск;
тонкой шкуркой отшлифовать приводной ремень;
ввести между трущимися поверхностями подшип-
ника поворотного диска вязкую смазку, состоящую из
смеси веретенного масла и кремнеорганической вязкой
жидкости типа НМС. Точные пропорции компонентов
этой смеси лучше подбирать опытным путем, добиваясь
стабильного положения меток стробоскопа.
2.
При воспроизведении даже слегка покоробленных
грампластинок в области частот от 0,5 до 20 Гц возника-
ют вертикальные колебания иглы звукоснимателя. На
частоте основного резонанса тонарма (обычно от 6 до
12 Гц) эти колебания приводят к вертикальным колеба-
ниям головки звукоснимателя относительно его иглы.
Если посмотреть сбоку на опущенный на грампла-
стинку звукосниматель, то можно заметить, кроме вер-
тикальных колебаний головки, колебания кончика иг-
лы вдоль канавки грампластинки. Продольные колеба-
ния иглы —
причина детонации звука. При добротности
основного резонанса тонарма около 10 (это значение ха-
рактерно для незадемпфированных тонармов) коэффи-
циент детонации может достигать 0,5%.
АУДИО МАГАЗИН 4/1995
59
предыдущая страница 60 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 62 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст