ображення. И нот задумываешься и на-
чинаешь понимать, что должно быть
какое-то очень простое объяснение.
Да, существует очень притягатель-
ное убеждение, что идеальное звуча-
ние обязательно должно соотносить-
ся с «живой» музыкой. Но в том-то и
дело, что в нашем случае источником
является не «живая» музыка, а запись.
АМ: Как вы отвечаете на частые
критические нападки в адрес лампо-
вых усилителей: мол, они «звучат»
слишком слащаво, приукрашивают ре-
альность н г. д.?
П. К.: Представьте себе хорошего
крепкого инженера, имеющего теоре-
тическую подготовку в этой области,
изучавшего специальность в колледже
или университете по всевозможным
учебникам. Его учили, что при разра-
ботке усилителя важны искажения,
выходное сопротивление, скорость
нарастания, частотный диапазон и
мощность. Предположим, вы прихо-
дите к нему и сообщаете, что сделали
усилитель, у которого большие иска-
жения. низкий коэффициент демпфи-
рования, что в нем применена техно-
логия 50-60-летией давности, исполь-
зованы выходные трансформаторы —
короче, все ровно наоборот по срав-
нению с тем. что он до сих пор читал.
Что он вам ответит? Только следую-
щее: «Вы надели розовые очки; про-
сто так вам больше нравится». Как
иначе ему оправдаться в собственных
глазах?
Я получил образование в области
политологии, философии и внешне-
экономических связей; в электронике
не специалист. Мой взгляд на мир
иной, чем у человека техники. Одна-
ко, хотя я и не инженер, я быстро усва-
иваю новое, крайне любознателен и
склонен к исследовательской деятель-
ности. Истины, которые нам препода-
ют. не абсолютны. Ко всему без исклю-
чения приложима теория относитель-
ности —
даже к этому моему утвержде-
нию, и через пять лет я буду еще луч-
ше разбираться в том, о чем мы с ва-
ми сегодня говорим.
Ламповые усилители нс льстят.
Правда, нужен ряд дополнительных
условий. Акустические системы долж-
ны подходить для данного типа усили-
телей. Аудиоиндустрия нередко забы-
вает о взаимодействии между компо-
нентами. и это меня беспокоит. Сре-
ди разработчиков проигрывателей,
усилителей, акустических систем, ка-
белей и прочего нет никого, кто по-
нимал бы, или обдумывал бы, или хо-
тя бы видел необходимость изучения
того, к чему подключается компонент
и что подключается к компоненту; ко-
торый они изготавливают. Зашорен-
I
I I I I I I I I I I
ИНТЕРВЬЮ
пый взгляд —
вот самая серьезная про-
блема.
Последние тридцать лет аудиопе-
чагь все больше и больше удаляется от
системного подхода. Аудиосистема —
это вопрос не только хороших акусти-
ческих систем или хорошего усили те-
ля самих по себе. Должна быть хоро-
шей вся система воспроизведения.
Достаточно иметь один плохой ком-
понент, и система начинает звучать
омерзительно. Все опять проще неку-
да. Принятая в журналах методика
оценки аппаратуры, утвердившаяся
уже довольно давно, поощряет произ-
водителей к заявлениям вроде: «Мое
изделие получило плохой о тзыв, пото-
му что был использован не тот —
пло-
хой —
кабель». Если отзывы хорошие,
производитель благоразумно не гово-
рит ничего, разве только «Слава Бо-
гу!».
Был использован не тот усилитель!
Отличный предлог, чтобы делать хал-
туру.
Итак, налицо система оценок, кото-
рая, с одной стороны, неспособна рас-
познавать действительное превосход-
ство в звуке, а с другой стороны, оп-
равдывает посредственность. Пред-
ставляете вы себе законодательную
систему, которая действовала бы по-
добным образом? Ситуация хуже не
придумаешь. Потому ведь, в сущно-
сти, и начался бунт западноевропей-
ских и американских потребителей.
Они такую аппаратуру покупать пере-
стали и, как это ни прискорбно, боль-
ше не верят печатному слову. Хотя в
России, Ешконге, Китае журналы еще
не утратили кредит доверия, что
очень важно для американских произ-
водителей. работающих на экспорт.
Я обсуждал это с Гарри Пирсоном и
другими сотрудниками «The Absolute
Sound» —
единственного журнала, ко-
торый, надо отдать ему должное, дос-
таточно непредвзят и отдает себе от-
чет в том, что необходимы перемены.
Там хотя бы способны понять, что
нужно меняться вместе со временем,
иначе тебя выбросят на свалку. Не со-
мневаюсь, что все журналы, которые
сохранят прежнюю ориентацию, ис-
чезнут. Что уже и происходит.
АМ: Жаль, что у «The Absolute
Sound» дела идут неважно, читателей
меньше, чем у «Stereophile».
..
П. К.: «The Absolute Sound» на ред-
кость плохо организован. Но с мо-
ральной точки зрения он заслужива-
ет доверия. Гарри Пирсон со всеми его
ошибками —
а мы все совершаем ошиб-
ки. никто не совершенен, —
он, во вся-
ком случае, утверждает, что есть по
крайней мере одна методология, ко-
торая может дать правильный ответ.
Загляните в «Stereophile» и прочи-
тайте его от корки до корки —
вы уви-
дите, что все обзоры одинаковы, толь-
ко имена авторов меняются.
(Все сме-
ются.)
Этот тип журналистики непо-
стижимо глуп, и все же такая писани-
на привлекает покупателей —
тех, что
и сами умом не блещут.
АМ: Кому из британских журнали-
стов, пишущих на аудиотемы, вы до-
веряете?
П. К.: Никому. Я знаю их всех —
и
все они или невежды, или лицемеры.
И это очень печально. Возьмем «Hi-Fi
World»: он сам производит аппарату-
ру и в то же время судит о том. что про-
изводят другие. Хорошо ли это? И нет
ли здесь некоего любопытного проти-
воречия? Я убежден, что до некоторой
степени есть. Возьмем журнал «Hi-Fi
News», который полностью куплен
двумя или тремя производителями:
«Musical Fidelity», «Absolute Sound»
(дистрибьютор американского «хай-
энда» —
«Krell», «Apogee», «Audio Re-
search» ит.д.), «Monitor Audio», а так-
же все еще —
отчасти —
«Linn» и
«Naim». Возьмем, наконец, «What Hi-
Fi», который судит исключительно по
цене: если дешево, значит, хорошее,
дорого —
плохое. В конце концов,
вполне логичная позиция
(смеется):
смотри на цену, и чем она ниже, тем
изделие лучше. По крайней мере, все
знают, на чем журнал основывается.
Во всем мире все больше появляет-
ся потребителей, которые не испыты-
вают почтения к тому, что говорят
журналы, равно как и к торговым мар-
кам, о которых читают. Именно им на-
чинает принадлежать решающее сло-
во. Повсюду все больше продается
компонентов для самостоятельной
сборки аппаратуры. Причин этому
две. Одна из них та, что у людей поя-
вилось больше времени. А во-вторых,
многие из тех, кто еще способен че-
му-нибудь учиться, достигли уровня,
когда журналы уже не удовлетворяют.
Они начинают экспериментировать
сами, в очень узкой среде. По сути,
они создают собственные образцы,
вырабатывают собственную точку от-
счета. Четыре года назад я решил, что
нам нужно выйти на этот рынок. Те-
перь мы продаем и комплектующие
изделия, и принципиальные схемы —
чего ваша душа пожелает. У нас нет
секретов. Могу продать вам принци-
пальиые схемы для «Ongaku», для кон-
верторов, для чего угодно. Единствен-
ный способ воспитать потребителя —
это дать ему информацию, причем ин-
формацию точную, а не какое-нибудь
дерьмо.
©
перевод с английского И. Гладковская
АУДИО МАГАЗИН 4/1995
45
предыдущая страница 46 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 48 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст