как у «Jadis», «Audio Research» и про-
чих. Неверен сам подход. Элегант-
ность ламповой схемы —
в се просто-
те. А что делают? Усложняют схему,
ставя 16 выходных ламп, бог знает ка-
кой мощный источник питания, все-
возможные кабели и прочий мусор на
пути сигнала. Исчезает простота, а
вместе с ней и преимущества схемы.
Забавно, не правда ли?
Главный продукт американской
культуры —
такой вот механический
звук. Но всегда найдутся любители
американской аппаратуры, равно как
и любители американских автомоби-
лей.
..
AM: Ваша компания изготавливает
также и цифровую аудиотехнику. Зна-
чит, назад, к старому спору «цифры»
и «аналога»?
П. К.: Любопытно: когда обсуждают
компакт-диски и цифровую запись,
все без исключения утверждают, что
лучшие записи —
на компакт-дисках —
это старые аналоговые записи 50-60-х
годов. Те же люди заявляют, что циф-
ровая запись превосходна, ие теряет
информации, очень точна, и т. д., и
т. п. —
не понимаю, как у них вяжется
одно с другим. Если цифровую запись
перенести на грампластинку, то —
об-
щепризнано —
на пластинке она зазву-
чит лучше, чем на компакт-диске. Ес-
ли. далее, аналоговую грампластинку
старую аналоговую запись —
перене-
сти на компакт-диск, пластинка опять
же будет звучать лучше, чем компакт-
диск. О чем это говорит? Если вдумать-
ся, то только об одном —
и это осново-
полагающее и с необходимостью вы-
текающее утверждение: чем больше
времени сигнал проводит в цифровом
виде, тем для него вреднее. Не пони-
маю, почему никто не может прийти
к такому элементарному выводу.
AM: Кажется, hi-fi-пресса не балует
вас своим вниманием. Какова ваша по-
литика в том, что касается оценок ап-
паратуры «Audio Note» в печати? Все-
гда ли вы с радостью отдаете свои де-
тища на испытания?
П. К.: Меня все это мало интересу-
ет. Сейчас мое отношение можно вы-
разить так: «В обзорах не нуждаюсь»,
хотя пару лет назад меня это волно-
вало больше. Моя компания может
продать больше, чем способна произ-
вести. Иными словами, я не гонюсь за
рецензиями; когда про мою технику
что-то печатают, эго бывает приятно,
но хлопотать о том, чтобы получить
отзыв, —
увольте. Если у меня и есть
какая-нибудь проблема, так эго что я
не могу производить свои изделия дос-
таточно быстро и без задержек по-
ставлять их потребителю. Обычно V
людей другие сложности.
4- I —I- I
4- Г 4- I I t
ИНТЕРВЬЮ
AM: Что вы думаете о «слепом» тес-
тировании, которое проводят аудио-
журналы?
П. К.: Вот говорят о Мартине Ко-
ломзе и еще нескольких англичанах,
которые горячо поддерживают так на-
зываемое двойное «слепое» тестиро-
вание4. Однако еще в 30-е годы был ис-
следован механизм слуховой памяти,
и выяснилось: слуховой аппарат лишь
воспринимает звук, а обрабатывает-
ся информация уже сознанием. Ум
возьмет за образец первое, что услы-
шит ухо. Поэтому, скажем, мы всегда
среди всех других голосов сначала уз-
наем голос своей матери. Так же с т
ро-
ится наш словарный запас и происхо-
дит речевая идентификация, так мы
учимся говорить на разных языках.
I [редставление о том, что человек яко-
бы не обладает слуховой памятью, не-
верно. Память эта, цепкая и долговре-
менная. просто должна быть приведе-
на в действие. Итак, слух сначала вос-
принимает некое звуковое впечатле-
ние, а затем относительно него стро-
ит свою систему сравнений.
В ситуации «слепого» (А/В) и двой-
ного «слепого» тестирования, если
прослушивается сначала очень пло-
хой компонент, ухо принимает его за
точку отсчета и считает эталоном.
Слушающий не будет говорить: «это
хуже» или «эго лучше»; он просто ска-
жет: «это эталон» —
и затем: «это от-
личается от него» и «то отличается то-
же». По разве это оценки? На такой
основе правильно судить невозможно.
Такова главная трудность подобных
экспертиз. Однако в случае «неслепо-
го» тестирования опасно другое: слу-
шающий видит аппаратуру. Раньше я
частенько проделывал свой знамени-
тый психологический трюк. Беру
электростатические акустические сис-
темы «Quad ESL-63», а также пару мо-
их собственных маленьких «AN-К»
(показывает ).
Отворачиваю от слуша-
телей маленькие колонки, так чтобы
звук шел в стену, захожу за них. делаю
вид, что подсоединяю «Quad», и став-
лю музыку. И люди говорят: «Порази-
тельный. невероятный звук, прозрач-
I I
ы й, ди нам и ч
11
ы й. вел и колеп ный!»
Тогда я спрашиваю, хотят ли они по-
слушать другие акустические системы.
Хотят. Подключаю «ESL-бЗ», и начи-
нается: «О нет, фи, нединамично, ни-
1
Его еще называют „системой А/В/Х“. Не
видя аппаратуры, эксперты сначала слушают
компонент А, затем —
компонент В, давая им
оценку в баллах п комментируя особенности
звучания. 11ослсэтого им дают прослушать один
из компонентов, и они должны определить, А
это или В. Если эксперты выдержали „про-
верку“. их выводы о качестве звучания счи-
таются статистически достоверными. - Ред.
какого разрешения.
.. Ужасно». Я про-
делал этот фокус с парой сотен чело-
век, и все —
вне зависимости от возрас-
та. каждый, кто знал «Quad», —
обяза-
тельно думали, что первыми звучали не
колонки, повернутые к ним задней сто-
роной, a «Quad». Что тут скажешь?
«Слепое» тестирование имеет дело
в основном с тем, что уже хранится у
нас в голове. Простых решений здесь
не существует. Наука не дает ответа —
она не знает, что делать с результата-
ми измерений, она не создала методо-
логии , способной ш ггериретировать
итоги, к примеру, «слепых» экспертиз.
>1 участвовал во многих экспертных
группах в Англии, очень разных, и на-
блюдал опять и опять, как люди реа-
гируют на прослушиваемое и делают
заметки. Записав свои впечатления,
они заглядывают в записи других уча-
стников прослушивания, и им начина-
ет казаться, что, наверное, данный ап-
парат не так уж хорош, как они поду-
мали сначала. Вместо объективности
полное ее отсутствие. Журнал «Hi-
Fi Choice» проводит «слепые» прослу-
шивания проигрывателей компакт-
дисков с участием 11ола Миллера, аку-
стических систем —
с участием Пола
Мессенджера, раньше для «слепого»
тестирования приглашался Мартин
Коломз. Я много раз присутствовал на
этих экспертных прослушиваниях, и
картина всегда одна и та же: один че-
ловек —
если я был там, то этим чело-
веком обычно был я. —
комментирует
то, что слышит, а все остальные согла-
шаются. Стадо баранов, одно слово.
Моя продукция получала прекрасные
отзывы во время таких прослушива-
ний, что странно —
меня-то там не бы-
ло.
..
AM: Хотелось бы вернуться к вопро-
су о критериях оценки воспроизведе-
ния звука. В этой области господству-
ет «сравнительный» подход, соотнесе-
ние с «идеальным» звуком и проч. Вы
очень ревностно относитесь к тому,
насколько хорошо аудиосистемы пе-
редают различия в записях. Как вы
создавали свою концепцию?
П. К.: Настоящее сравнение невоз-
можно. потому что никому неизвест-
но, что содержится в записи, —
даже
музыкантам, которые были в студии.
Тех, кто верит, что здесь должен быть
научный подход, такая позиция очень
раздражает. Однако я двадцать лет
шел к этому заключению, и путь был
тернистым. Заниматься этими про-
блемами начал в конце 60-х годов. Ду-
мал, обсуждал с другими, искал, спо-
рил. читал.
.. Я прочел все доступные
мне журналы, которые об этом писа-
ли: по одному и тому же вопросу при-
водились самые противоречивые со-
АУДИО МАГАЗИН 4/1995
43
предыдущая страница 44 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 46 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст